ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Иосселиани Платон Игнатьевич | |||||||||||
Иосса Григорий Андреевич | |||||||||||
Иосиф Шумлянский | |||||||||||
Иосиф Филиппович (Есип) | |||||||||||
Иосиф Фалалеевич (Есип) | |||||||||||
Ипатий Поцый - пропагандист унии, родился в 1541 г., вырос в русской православной семье, получил очень хорошее образование, сначала в кальвинской школе, устроенной князем Радзивиллом, а затем в Краковской академии. Поступив на службу к князю Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Ипатий сделался кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 г. Ипатий снова сделался православным и оставил службу у князя Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 г. Ипатий получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г. был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные, не находя поддержки в своих пастырях, целыми массами переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформационными идеями, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги "О единстве церкви Божией", написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями - соединение с римской церковью, увлекла очень многих, и в том числе Ипатия Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом. В 1594 г. Ипатий овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа владимирского. Еще за два года до этого Ипатий, вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами, подписал тайное постановление относительно унии западнорусской церкви с Римом, в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. Ипатий, вместе с Кириллом Терлецким , епископом острожским, отправился в Рим, с соборной грамотой западнорусских епископов к папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью - протестантами, сделали Ипатия убежденным католиком. Уния, привезенная им из Рима, совершенно не соответствовала, поэтому, идеалу князя Острожского и других православных, которые, "скорбя о церкви Божией", желали только иерархического соединения церквей, требуя полной неприкосновенности догматов и обрядов. Между тем уния, бывшая делом Ипатия, заключала в себе католическое учение; из православных обрядов были оставлены только те, которые не противоречили этому учению. Несмотря на всеобщее неудовольствие, Ипатий горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях он обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Ипатий не отступал перед насилиями и интригами. Литература тоже служила ему средством для борьбы. С этой целью Ипатий издал в 1605 году брошюру: "Уния греков с костелом римским", в 1608 г. - "Гармонию восточной церкви с костелом римским", в 1598 - 1600 годах три раза издавал составленное по его поручению сочинение "Антиррисис", в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти Ипатия в 1674 г. и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности Ипатия. Полемические приемы Ипатия очень резки, тон раздражительный, грубый. - Ср. Ор. Левицкий "И. Поцей" ("Памятники русской старины в Западных губерниях", изд. П. Батюшкова , вып. VIII); Н. Трипольский "Униатский митрополит Ипатий Поцей" (Киев, 1878); "Archivium domus Sapiehanae", т. I (Львов, 1892). В. Б.
См. также статьи:
Кирилл (Семенович Терлецкий) .
3W.SU ©® 2015