3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иларион (митрополит киевский)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Иларион (Иоанн Кириллович)

Иларион (митрополит суздальский)

Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий)

Иларион (преподобный)

Иларион (архимандрит желтоводский)

Иларион Григорович

Икскуль Юлия-Шарлотта

Иларион Денисович

Икосов Павел

Иларион Кондратковский

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Иларион - митрополит Киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил великий князь, и, по желанию последнего, в 1051 г. собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Это был первый случай поставления митрополита из природных русских и в России. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения этого князя. По-видимому, Иларион недолго оставался митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит, Ерем. Время кончины Илариона также неизвестно. Митрополит Иларион один из знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из сочинений Илариона до нас дошли: "Слово о законе и благодати", написанное еще до поставления Илариона в митрополиты, "Исповедание веры", произнесенное, предполагают, по случаю поставления, "Поучение о пользе душевной ко всем христианам" (некоторыми исследователями приписываемое, впрочем, Илариону Великому) и "Слово к брату-столпнику", встреченное в одном сербском сборнике XIV - XV веков. Содержание первого из названных сочинений видно из его заглавия: "О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея". Слово является свидетельством быстро проникавшего в киевскую Русь византийского образования. Представителем этого, нового на Руси, элемента является не только сам автор, но уже целый кружок лиц, к которым он обращает свое "слово" и которых он называет "преизлиха насыщьшимися сладости книжные", кружок лиц, которым хорошо "ведомы книги". Замечательно в авторе его воодушевление; вся первая половина Слова - как бы сплошной восторженный крик древнерусского язычника, сознавшего бедность старой веры, сравнительно с новыми идеями и понятиями, принесенными христианством. Чрезвычайно любопытно в ново просвещенном христианском митрополите и чувство национальной гордости, с которой он вспоминает о "старом Игоре" и "славном Святославе": "Не в худе бо и не в неведоме земли владычетвоваша", - с гордостью заявляет писатель, - но в "Русской яже ведома и слышима есть всеми конци земля". "Исповедание веры" - содержания догматического, отличается богословской точностью и ясностью изложения. "Поучение о пользе душевней" и "Слово к брату-столпнику" - кратки и довольно общи по содержанию. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне литературная деятельность митрополита Илариона. "Невозможно допустить, - справедливо замечает один из исследователей, - чтобы человек, мало упражнявшийся в сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как "Слово о законе и благодати" Илариона, и выражаться с такой богословской точностью, какой отличается его "Исповедание веры". Отрывок из слова митрополита Илариона "О законе и благодати" приводится уже у Карамзина ("История Государства Российского" (I, примеч. 284), который почему-то называет его "Житием Владимира". В 1844 г. памятник, по рукописи XVI века, был издан профессором Горским, в "Приб. к твор. св. отец" (т. II, 204 - 299), вместе с двумя еще другими, вновь открытыми Горским, сочинениями Илариона: "Исповеданием веры" и "Поучением о пользе душевный ко всем христианам". В 1848 г. "Слово о законе" было переиздано Ундольским по более древнему списку XIV - XV веков ("Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1848, № 7, стр. 21 - 41, и отдельно: "Славяно-русские рукописи в пергаменном сборнике Царского", М., 1848). Несколько позднее Куприяновым переиздано было и "Поучение о пользе душевней", встреченное им в несколько иной редакции и в более раннем списке, XII - XIII веков. (в "Известиях Императорской Академии Наук", V, 222 - 224; здесь же приведены варианты по другой рукописи, XIV века). "Слово Илариона, митрополита киевского к брату-столпнику" найдено было профессором Петровским в одном сербском сборнике XIV - XV веков и издано им в "Известиях Казанского Университета" (1865, I, 47 - 84). Издатель делает предположение, что "митрополит Иларион мог быть если не составителем, то, по крайней мере, переписчиком существовавшего уже поучения (переводного, греческого)". Срезневский считает это слово принадлежащим киевскому митрополиту Илариону ("Древние Памятники", 19). А. Архангельский.

См. также статьи:
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. История русской литературы (от первых памятников до татарского ига) ;
Россия, разд. Классическая филология ;
Ярослав I Владимирович Мудрый.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru