3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иванов-Разумник

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Иванов-Козельский Митрофан Трофимович

Иванова Александра Ивановна

Иванов-Классик Алексей Федорович

Иванова Елизавета Михайловна

Иванов-Ипполитов

Иванова Елизавета Федоровна

Иванов Федор Федорович

Ивановский Алексей Арсеньевич

Иванов Сергей Иванович

Ивановский Алексей Осипович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Иванов-Разумник (собственно Разумник Васильевич Иванов) - критик, историк литературы и социолог. Родился в 1878 г. в Тифлисе, в дворянской семье. Учился на математическом факультете Петербургского университета, но слушал и лекции историко-филологического факультета. За участие в студенческой демонстрации 4 марта 1901 г. был арестован; в 1902 г. выслан из Петербурга. Первая его статья ("Н.К. Михайловский") напечатана в "Русской Мысли" 1904 г. Позднее печатал статьи в "Русском Богатстве", "Русских Ведомостях" и др. С 1912 г. член редакции и ближайший сотрудник нео народнического журнала "Заветы", где поместил длинный ряд критических и полемических статей. Первая из отдельно вышедших его книг, 2-томная "История русской общественной мысли", пользуется широкой популярностью (с 1907 г. четыре изд.). Заглавие ее несколько шире содержания, так как непосредственного обзора всех сторон разных течений русской общественной мысли книга не дает. Для Иванова-Разумника "История русской общественности есть история русской интеллигенции", но "интеллигенция" вовсе не то же самое, что интеллектуальность и образованность: "ученейший академик может не принадлежать к интеллигенции". В значительной степени примыкая к учению Лаврова о "роли критически-мыслящих личностей", как главных двигателей прогресса, Иванов-Разумник считает, что "интеллигенция есть этически - антимещанская, социологически внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности". И этого рода интеллигенция есть "жизненный нерв народа", действительный "орган народного сознания и совокупность живых сил народа". Во второй своей книге: "О смысле жизни" (СПб., 1908; 2-е изд., 1910), посвященной литературному творчеству Андреева, Соллогуба и философскому творчеству особенно им выдвигаемого Льва Шестова, Иванов-Разумник выясняет свой критический метод и дает свое философское credo. В критике он отводит одинаково второстепенное место критике "эстетической, психологической и социологической" и ставит на первое место "критику философскую", цель которой - не психологический или эстетический анализ (это только попутное средство), но раскрытие того, что составляет "душу живу" каждого произведения, "философию" автора, "пафос" его творчества, говоря словами романтиков тридцатых годов. Это стоит выше всякого утилитарного или эстетического критерия; это "единственная цель, достойная критики, достойная литературы". Философию свою Иванов-Разумник определяет как "имманентный субъективизм" или "философски-исторический индивидуализм". Он ведет его от Белинского и особенно от Герцена. Отличаясь и от "мистической теории прогресса" (религии), и от позитивной теории прогресса, и от марксистской веры в грядущий рай Zukunftstaat'а, "имманентный субъективизм сводится к тому, что жизнь и исторический процесс не имеют объективного смысла, а имеют лишь смысл субъективный". Объективной цели в будущем ни жизнь человечества, ни жизнь человека не имеют, но такой целью является каждый данный момент, "цель в настоящем". В 60-х годах этот имманентный субъективизм подвергся грубой "вульгаризации", приняв "крайне упрощенные форму утилитаризма"; в "нигилизме конца 60-х годов эти взгляды приходят к самовырождению". Иванов-Разумник этой вульгаризации не приемлет; но ему не удалось показать, чем его апофеоз текущего момента и принцип: "человек - самоцель" отличается от эпикуреизма, гедонизма и аморализма, и в какой мере его "имманентный субъективизм" вяжется с дорогим ему героическим характером русской интеллигенции, всегда собой жертвовавшей во имя блага грядущих поколений. В конце концов, его одушевляет вполне мистическая вера в добро, и он только заслоняет его каким-то непонятным разуму "непосредственным чувством". - Очень ценны книги Иванова-Разумника о Белинском ("Великие Искания", СПб., 1912) и Льве Толстом (СПб., 1913), а также комментированное издание избранных сочинений Белинского (СПб., 1911; 2-е изд., 1913) и серия небольших, снабженных пояснениями книг, посвященных отдельным произведениям наших классиков ("Историко-литературная Библиотека"). Ряд журнальных статей Иванова-Разумника вошла в состав сборников "Литература и общественность" (СПб., 1909; 2-е изд., 1912), "Творчество и Критика" (СПб., 1912). Вышедшая в 1908 г. брошюра: "Что такое Махаевщина", переиздана в 1910 г. под заглавием "Об интеллигенции". Как критик текущей литературы, Иванов-Разумник относится очень приподнято к новейшему периоду нашей литературы. Он считает, что период деятельности таких талантливых писателей, как Андреев, Горький, Бальмонт, Брюсов, Соллогуб, Блок, Ремизов, Зайцев, из новейших литературных дебютантов - Пришвин, Клюев (Мережковского И.-Р. не любит и считает его произведения "мертвым мастерством"), - должен считаться эпохой настоящего литературного расцвета. С. Венгеров.

См. также статьи:
Андреев Леонид Николаевич;
Белинский Виссарион Григорьевич.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru