ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Иванов Александр Александрович | |||||||||||
Иванов Автоном Иванович | |||||||||||
Иванов Автамон | |||||||||||
Иванишев Николай Дмитриевич | |||||||||||
Иваницкий Николай Иванович | |||||||||||
Иванов (Александр Андреевич) - знаменитый исторический живописец, родился в Санкт-Петербурге 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил "посторонним" учеником в Императорскую Академию Художеств и воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения художникам, под главным руководством своего отца, профессора живописи А.И. Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден, в 1824 г., малой золотой медалью за написанную по программе картину: "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" (находится у К.Т. Солдатенкова в Москве), а в 1827 г. - большой такой же медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: "Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона". Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: "Белерофонт отправляется в поход против Химеры". Удовлетворив этому требованию (картина находится у М.П. Боткина в Санкт-Петербурге), Иванов пустился в путь, в 1830 г., и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. Здесь первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского "Сотворения человека", в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, он все более и более увлекался мыслью изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этой целью написал, в 1834 г., "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" (находится в Императорском Эрмитаже) - картину, превосходную по красоте композиции, благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы, но исполненную еще совершенно в академическом духе. Она имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где художник был признан за нее, в 1836 г., академиком. Ободренный успехом, Иванов принялся за "Явление Мессии", глубоко вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось его хоть сколько-нибудь, делал множество этюдов, советовался с знаменитыми иностранными художниками, жившими в Риме, постоянно переменял первоначальную композицию и ее подробности. Процесс столь добросовестного творчества шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о получении средств для довершения его капитального предприятия, в его сомнениях и колебаниях. Начав работу с полной верой в божественность избранной темы, он подвергся впоследствии сомнению, благодаря в особенности чтению книги Штрауса о Христе, и уже не мог трудиться с прежним увлечением; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемой усидчивостью. Таким образом, исполнение картины тянулось слишком долго, двадцать лет (1836 - 1857), и только в 1858 г. Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из зал Академии Художеств составила событие в русском художестве, небывалое со времен К. Брюллова. В печати она была встречена противоположными суждениями: одни восторгались картиной беспредельно; другие находили, что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по силам, не разрешил ее удовлетворительно, видны в ней лишь собрание более или менее интересных этюдов, недостаточно связанных одним общим движением и, в особенности, одним общим колоритным тоном. Но для большинства истинно-художественных людей она была явлением в высшей степени замечательным. Серьезное, вдумчивое отношение Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не в внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, - все это завоевало творцу "Явления Мессии" горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа. Однако Иванову не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как он сошел в могилу, пораженный холерой, 3 июля 1858 г. После его кончины "Явление Мессии" было приобретено императором Александром II и пожаловано московскому Румянцевскому музею, в котором красуется и поныне. Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми Иванов занимался в Риме, отрываясь по временам от своего главного труда. Они изданы в точных факсимиле немецким археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С. Ивановым . - Ср. М.П. Боткина "А. А. И., его жизнь и переписка" (СПб., 1880) и в биографической библиотеке Ф. Павленкова . А. С-в.
См. также статьи:
Ге Николай Николаевич;
Дягилев Сергей Павлович;
Иванов Андрей Иванович;
Иванов Сергей Андреевич ;
Рабус Карл Иванович ;
Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование ;
Толбин Василий Васильевич ;
Угрюмов Григорий Иванович ;
Хвощинская София Дмитриевна ;
Шебуев Василий Кузьмич.
3W.SU ©® 2015