ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Еленские | |||||||||||
Еленев Федор Павлович | |||||||||||
Елена Стефановна | |||||||||||
Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария) | |||||||||||
Елена Иоанновна | |||||||||||
Елеонский - псевдоним Сергея Николаевича Миловского, даровитого бытописателя русского духовенства (1861 - 1911). Елеонский происходил из духовного звания; окончил курс киевской духовной академии. Был смотрителем разных духовных училищ. Более чем 25-летний педагогический труд, с вечной заботой о семье, с противодействием глухой провинциальной среды и предубеждением начальства против его литературной деятельности, сломили слабое здоровье и психику Елеонского. В 1911 г. в припадке душевного расстройства он в городе Сарапуле выбросился из окна и разбился насмерть. Усилившееся неудовольствие начальства заставило его переменить свой обычный псевдоним на новый - Н. Шиханов. Елеонский писал в "Русском Богатстве", "Современном Мире", "Ниве", "Современном Слове", "Вестнике Европы". Два тома его рассказов были изданы "Знанием" (1904 - 1908), другие два - "Общественной Пользой" (1911). Издавались рассказы и отдельно. Елеонский отлично знал быт и нравы по преимуществу сельского захолустного духовенства среднего Приуралья и губерний Вятской, Пермской и Казанской, равно как и внутренний быт духовно-учебных заведений. Он почти не пытался выходить за границы этой, единственной ему ведомой, сферы. Все его рассказы - выставка разнородных типов сельского духовенства, наблюдателей, благочинных, зауряд-священников, дьячков старого фасона, великовозрастных семинаристов, бурсаков и владычествующих над ними смотрителей, инспекторов и учителей. Елеонский рисует эти фигуры очень живо, колоритно, в спокойном эпическом стиле, с благодушным юмором, с ноткой демократического сочувствия маленьким людям, обиженным и бесправным в замкнутом, кастообразном ведомстве. Дарование Елеонского было не настолько крупно и самобытно, чтобы наметить новые образы духовного сословия, или, подобно Гусеву-Оренбургскому, изобразить его в захвате днями освобождения. При всей свежести красок и теплоте личного чувства, сквозь фигуры Елеонского просвечивают силуэты знакомых образов Лескова, Забытого, Мамина, Потапенко . Главенствующий тип Елеонского - сельский пастырь-практик, почти вовсе лишенный "духовности", в лучшем случае только добросовестно исполняющий требу, в худшем - совершенно равнодушный и к своему служению, и к народу, темный, реакционный, догадливый лишь на изыскании способов наживы, иногда прямо приближающийся к типу Иудушки Головлева. Елеонский почти даже не пытался дать пастыря-идеалиста, похожего на героя "На действительной службе" Потапенко, чьи возвышенные мечты разлетаются в прах перед безотрадной действительностью. Единственный выведенный им священник-идеалист Адамантов ("Под опекой") от школ и волшебных фонарей в себе и городе, в конце концов, прямехонько переходит к "мерзавчику". Понижает ценность рассказов Елеонского отсутствие в них истинного драматизма. Иногда рассказ Елеонского сбивается на сплошной анекдот, едва ли стоивший таких сочных красок и такого детального выписывания. А. Измайлов.
3W.SU ©® 2015