3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Дебольский Николай Григорьевич

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Дебольский Григорий Сергеевич

Дебольский Николай Николаевич

Дебогорий-Мокриевич Владимир Карпович

Дебособр

Дебогорий-Мокриевич

Дебрюкс Павел (Дюбрюкс, Debrux)

Де-Санглен Яков Иванович

Дебу Ипполит Матвеевич

Де-Росси

Дебу Константин Ипполитович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Дебольский, Николай Григорьевич - философ и педагог (родился в 1842 г.), сын Григория Сергеевича Дебольского . Читал в Петербургской духовной академии лекции по метафизике, логике и психологии. Состоит членом совета министерства народного просвещения. Главные его труды: "Введение в учение о познании" (Санкт-Петербург, 1870), "О диалектическом методе" (часть I, Санкт-Петербург, 1872), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (Санкт-Петербург, 1883), "Философия будущего" (Санкт-Петербург, 1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (Санкт-Петербург, 1886), "Философия феноменального формализма. I. Метафизика" (выпуск 1-й, Санкт-Петербург, 1892 - начало обширного труда, в котором философские взгляды Дебольского приведены в цельную систему). В нашем познании, как учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами или категориями ума. Но, по мнению Дебольского, Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного. Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, рассматривая ум как вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум или Бог, произведением которого является и индивидуальный ум. На Дебольского имел большое влияние Гегель. В связи с метафизическим учением Дебольского находятся его взгляды на органическое развитие, и на конечную цель нравственного действия. Признавая гипотезу развития, он, однако, вместо трансформизма принимает преформизм. Высшим благом Дебольский признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым считает народный союз. Задача всякой будущей и, в частности, русской философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке. Работы Дебольского по педагогике: "О подготовке родителей и воспитателей к делу воспитания детей" (Санкт-Петербург, 1883), "Философские основы нравственного воспитания" (Санкт-Петербург, 1880), "Обзор учебных технических заведений в Германии и Австрии" (Санкт-Петербург, 1882), "Наше учебное ведомство и начальная школа" (Санкт-Петербург, 1884) и другие.

См. также статьи:
Гербарт (Herbart) ;
Дебольский Николай Николаевич ;
Россия, разд. Философия ;
Ушинский Константин Дмитриевич.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru