ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Гревингк Константин Иванович | |||||||||||
Гревенс | |||||||||||
Гревениц | |||||||||||
Гребницкие | |||||||||||
Гребенщиков Михаил Григорьевич | |||||||||||
Гревс Иван Михайлович - историк, родился в 1860 г. в помещичьей семье Воронежской губернии (предки вышли из Англии: английское начертание - Greaves). Учился в Ларинской гимназии, на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где круг его научных интересов определился влиянием В.Г. Василевского (см. очерк Гревса "В.Г. Василевский как учитель науки", в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1899). К студенческим годам относится работа "Римско-Византийское Государство в VI в., по законодательным сборникам христианских императоров". По окончании университета Гревс стал преподавателем в гимназии Э.П. Шаффе и других учебных заведениях, а с 1889 г. приват-доцентом в университете. В 1890 - 92 и 1894 - 96 годах Гревс был командирован за границу. В библиотеках и семинариях Рима и Парижа подготовлялось большое его исследование об экономической структуре и социальной психике переходного от республики к империи римского общества, части которого появлялись в "Журнале Министерства Народного Просвещения" ("Большое сельское поместье в древней Италии и крупное землевладение в римском мире к концу 1-го века империи", сентябрь 1897; "Восстановление типических норм древнеримского крестьянского земледелия", июль 1898). Войдя в круг парижских медиевистов, когда в них были еще живы идеи и вдохновения Фюстель-де-Куланжа, Гревс глубоко воспринял его влияние (см. статьи Гревса: "Фюстель-де-Куланж" в 1-м издании настоящего словаря, "Введения" к вышедшему под редакцией Гревса переводу сочинения этого автора "Общественный строй древней Франции", СПб., 1907 - 10, и статье "Новое исследование о колонате" в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1886). Под этим влиянием созрели главные основы научного миросозерцания Гревса: вера в творческую, определяющую роль сознаний в глубине даже так называемого стихийного процесса истории и в непрерывную могучую жизненность культурной римской традиции. Эти идеи проникают как в ученые труды Гревса, так и его профессорские курсы (которые он с 1892 г. вел в университете и на высших женских курсах). Убежденный сторонник научной семинарской работы, Гревс был одним из ревностнейших ее насадителей. От этой работы Гревс оторван был распоряжением министра народного просвещения Н.П. Боголепова, увольнявшим его от звания приват-доцента после студенческих волнений 1899 г. В 1900 г. Гревс защитил магистерскую диссертацию "Очерки из истории римского землевладения, преимущественно во времена империи". Из тома II-го этого труда явился впоследствии очерк "Данные Петрония для характеристики крупного землевладения" ("Журнал Министерства Народного Просвещения"). Удаленный из университета Гревс много работал как член или председатель комиссий, организовавших ряд частных школ в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже школа в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже школа Балаева) и кружков, ставивших задачей теоретическое разрешение средне школьных проблем; как преподаватель и председатель (в течение 18 лет) педагогического совета женской гимназии Л.С. Таганцевой, наконец, как преподаватель истории во всех перечисленных школах и в Александровском лицее. Влияние его своеобразного педагогического метода, разрешавшего проблему "превращения науки в учебный предмет", умевшего использовать историю, как средство пробуждения благородных и высоких дум и настроений, оставило глубокий след на учениках и ученицах Гревса и на многочисленных группах молодых педагогов, работавших под его руководством. Общее отношение к школе, широкое понимание ее задач нашли выражение в ряде очерков, посвященных ей и характеристике ее деятелей ("Очерки современного исторического преподавания в высших учебных заведениях Парижа" в "Историческом Обозрении", "Долгая трудовая жизнь, памяти Э.П. Шаффе" в "Русской Школе", статьи, посвященные памяти В.А. Фаусека, в "Сборнике" высших женских курсов, В.С. Соловьева и М.П. Драгоманова (в "Полярной звезде", С.Н. Трубецкого). В 1902 г. Гревс снова возвращен в университет (несколько ранее приглашен профессором в политехнический институт, где преподавал в течение года), а в 1903 г. вернулся на высшие женские курсы. Общественное движение этих лет поставило профессуре новые весьма сложные задачи. Гревс стал ревностным членом групп и комиссий, трудившихся над их разрешением (организация учащихся, предметная система преподавания и т. д.). Особенно видной была его деятельность на женских курсах, где в качестве декана филологического факультета он был одним из главных деятелей проведения семинарской организации и устройства семинарских библиотек. Гревс был сторонником больших исторических экскурсий, которые ценил и как орудие общего образования, и как "необходимый вид исторического семинария", в открываемой ими возможности "идти навстречу подлинным следам мировой культуры" (см. статьи Гревса по этому вопросу: "Прогулки по научно-художественным центрам Италии", "К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах", "Научное Слово" и "Журнал Министерства Народного Просвещения"). В разное время под его руководством предприняты были большие экскурсии в "средневековые города" Прибалтийского края, Польши, Франции и Италии. В течение многих лет Гревс состоял председателем секции всеобщей истории исторического общества при Петербургском университете, редактором отдела средних веков в настоящем словаре, где ему принадлежит ст. "Августин" и др. В 82-томном "Энциклопедическом Словаре" и им написан ряд статей (крупнейшие: "Феодализм", "Фюстель-де-Куланж", "Флоренция", "Тацит", "Тьерри" и мн. др.). Ему принадлежит статья "Аларих и вестготы" в "Книге для чтения" Виноградова. Специальная научная работа Гревса в эти годы мало отразилась в печати (отмечаем "Очерки флорентийской культуры" в "Научном Слове"). Ряд начатых им оригинальных работ не воплотился в форму печатных статей, а ушел на построение новых курсов и семинариев; из этой работы в 1911 г. в ознаменование 25-летней деятельности Гревса вышел сборник "Ивану Михайловичу Гревсу - ученики". Как общественный деятель, Гревс примыкал к кругам, из которых вышло движение "Союза освобождения" и сложилась констуционно демократическая партия. В статьях, посвященных университетскому вопросу в журналах "Право", "Научное Слово" и "Полярная Звезда" ("Созидание и разрушение в высшей школе" и др.), он отстаивал начала свободы и культуры, "университет, независимый от правительственного произвола и партийного - правого и левого - ожесточения", мечты создать из него "мастерскую, где куется познание истины и созидаются жизненные и общественные идеалы". О. Добиаш-Рождественская.
См. также статьи:
Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна ;
Карсавин Лев Платонович ;
Россия, разд. История ;
Трубецкой Сергей Николаевич.
3W.SU ©® 2015