ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Гильченко Николай Васильевич | |||||||||||
Гильхен | |||||||||||
Гильфердинг Александр Федорович | |||||||||||
Гильтебрандт Петр Андреевич | |||||||||||
Гильденштуббе | |||||||||||
Гиляров Алексей Никитич - писатель, сын Н. П. Г.-Платонова. Родился в 1856 г., кончил Московский университет; состоит профессором Киевского университета. В своих первых трудах "Платонизм, как основание современного мировоззрения, в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (М., 1887) и "Значение философии" (Киев, 1888) Гиляров, под влиянием изучения истории философии, обнаруживает отрицательное отношение к философии как науке и видит в ней вызванную стремлением нашего духа к высшему единству попытку примирить две вечно враждующие в нашей жизни истины - истину ума и истину сердца. Из всех философов самым ярким представителем такого взгляда служит Платон, и Гиляров сделал его центральным пунктом своих занятий философией. В Платоне, по его мнению, философский гений достиг наибольшей высоты; все дальнейшие системы были или переработкой учения Платона, или эклектизмом из предшествовавших ему учений. Такое увлечение Платоном сказалось и на чисто историческом труде Гилярова: "Греческие софисты" (М., 1888, магистерская диссертация). Вопреки господствующим взглядам, Гиляров думает, что Платон не уступает Аристотелю в достоверности сообщаемых им сведений. Извращать известия о софистах Платону не позволяли ни общие его взгляды, ни обычные его приемы, и если сведения Платона о других философах, помимо софистов, вполне достоверны, то почему же думать, что про софистов он выдумывал небылицы? В этом труде заметен поворот к признанию за метафизикой научного значения. Истина, по его мнению, лежит в совмещении платонизма с учением о развитии. - Докторская диссертация Гилярова носит заглавие "Источники о софистах. Платон как исторический свидетель" (Киев, 1891). Гиляров восстает против общераспространенного мнения, что Платон как свидетель в истории философии менее достоверен, чем Аристотель. В 1901 г. Гиляров издал сочинение "Предсмертные мысли XIX века во Франции", в котором он, на основании крупнейших литературных произведений, рисует весьма неприглядную картину современного построения Франции; в последней главе он, впрочем, указывает и на признаки выздоровления. Из других работ Гилярова выделяется еще "О запахе фиалки" (Киев). - См. Э. Радлов, "Русские работы по истории греческой философии" ("Ж. М. Н. Пр.", 1890, 4); А. Козлов, "Новейшее исследование о Платоне" ("Вопросы философии и психологии", кн. 11).
См. также статьи:
Россия, разд. Церковная история ;
Троицкий Матвей Михайлович .
3W.SU ©® 2015