3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Герстнер

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Герсон Адальберт (Gerson Wojciech)

Герстфельд

Герсевановы (Гарсевановы)

Гертнер (Иозеф и Карл-Фридрих)

Герсеванов Николай Борисович

Гертнер Иозеф

Герсеванов Михаил Николаевич

Гертнер Карл-Фридрих

Герсдорф (фон)

Геруа

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Герстнер (Franz Anton von Gerstner) - строитель первой железной дороги в России (1793 - 1843). По окончании курса в пражском технологическом институте был профессором землемерного искусства в Вене. Стремясь к осуществлению проекта, предложенного еще его отцом, постройки железной дороги для соединения рек Молдавы с Дунаем, он изучал в Англии железнодорожное дело. По возвращении оттуда ему удалось построить первый участок железной дороги между Будвейсом и Кершбаумом, на котором движение было открыто в 1828 г. Вслед затем еще несколько раз посетил Англию, где к тому времени паровоз уже успел вытеснить лошадиную тягу на железных дорогах. По приглашению К.В. Чевкина Герстнер прибыл в 1834 г. в Россию, собственно для обозрения горных заводов. Здесь его воодушевила мысль о постройке железных дорог в России. Он объехал много губерний и составил план сооружений целой сети железных дорог от СПб. до Москвы и Волги в Нижний Новгород и от Москвы до Одессы и произвел даже нивелировку Московского шоссе. В начале 1835 г. Герстнер представил императору Николаю Павловичу докладную записку по этому предмету. Через несколько недель она уже рассматривалась в особом, под личным председательством императора, комитете, и хотя единогласно признано неоспоримо полезным устройство железных дорог в России, но при этом высказаны были разные сомнения в финансовом отношении. Кроме того, Герстнер в своем предложении, в числе прочих условий, требовал, чтобы всякая железная дорога, устроенная в России в течение двадцати лет без дозволения его, получившего привилегию, обращалась в его собственность. Поэтому осуществление грандиозного плана его не могло тогда состояться; пришлось Герстнеру удовольствоваться гораздо меньшим. В декабре 1835 года Герстнер получил дарованное ему исключительное дозволение на составление компании акционеров с целью сооружения железных дорог из СПб. в Царское Село и Павловск, которая и построена по произведенным лично Герстнером изысканиям и нивелировке. Он же поехал в Англию для заказа принадлежностей, потребных для сооружения дороги. Герстнер руководил постройкой и во все время пользовался полнейшим вниманием императора Николая Павловича. На первых пробных поездках в качестве машиниста Герстнер получил весьма сильный удар в грудь одним из тогдашних примитивных приспособлений для управления паровозом. Линия Царскосельской железной дороги была открыта весьма торжественно 30 октября 1837 года. Весь порядок движения на новой железной дороге был установлен самим Герстнером. Таким образом, Герстнер был первым строителем в России железной дороги, первым управляющим дорогою, первым кондуктором и машинистом. Герстнер напечатал брошюру "О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск, Высочайше привилегированной его императорским величеством компанией". Герстнер отправился в 1838 г. в Америку для изучения тамошних железных дорог. Наблюдения, собранные им, изложены в книге "Berichte aus denVereinigten Staaten von Nordamerika uber Eisenbahnen, Dampfschiffart etc." (1839). После его смерти вдовою его были изданы записки Герстнера, под заглавием: "Beschreibung einer Reise durch die Vereinigten Staaten von Nordamerika" (1842). Одновременно с этим вышла обработанная Л. Клейном книга Герстнера: "Die inneren Kommunikationen der Vereinigten Staaten von Nordamerika" (1842).


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru