ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Вонифатий (в миру Дамиан Виноградский) | |||||||||||
Вольф Маврикий Осипович | |||||||||||
Вольтер Эдуард Эдуардович | |||||||||||
Вольский Михаил Мартынович | |||||||||||
Вольпе (Gian-Battista della Volpe) | |||||||||||
Вонифатьев Стефан - протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Стоял во главе реформаторского кружка ревнителей благочестия и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел. Его жизнь и деятельность отражена в памятниках эпохи недостаточно полно. Крупные события того времени заслонили собой судьбу этого интересного человека. Выдвинулся он с восшествием на престол Алексея Михайловича. "Муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй", он свою учительность направлял прежде всего на самого царя, "всегда входя в царские палаты, глаголаша от книг словеса полезные, увещевая со слезами юного царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний". И бояр Вонифатьев непрестанно увещевал, "да имут суд правый без мзды, и не на лица зряще да судят". Он старался выдвигать из среды духовенства хороших проповедников. Из них он образовал кружок ревнителей благочестия, задавшийся целями нравственно-просветительной деятельности в народе. В состав кружка входили Иоанн Неронов , Аввакум , Даниил, Лазарь , Логгин. Они составляли провинциальную группу кружка ревнителей благочестия, в своих воззрениях значительно разнившуюся от группы столичных ревнителей (сам Вонифатьев, царь Алексей Михайлович, Ф.И. Ртищев, его сестра Анна, Морозов и др.). Коренное различие между обеими группами заключалось во взгляде на относительное достоинство русского и греческого благочестия и на отношения к современным грекам. Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева. Под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к грекофильскому направлению столичных реформаторов. Этот же кружок доставил Никону и патриаршество. Влияние Вонифатьева во всех событиях первых лет церковной реформы не подлежит сомнению. Ему до некоторой степени удавалось сглаживать те трения, которые сразу же возникли между бывшими друзьями - провинциальными ревнителями и Никоном. Скоро, однако, эти трения перешли в открытый раскол, и тогда положение Вонифатьева стало тяжелым и неопределенным. Стоя на стороне Никона, он поддерживал прежние близкие отношения с его противниками. Желая побороть упрямство Неронова, Вонифатьев убедил его принять монашество, и сам постригся в монахи с именем Савватия. Умер в 1656 г. в Покровском монастыре, построенном им на средства царя. Обе враждующие стороны чувствовали горечь утраты. Противники реформ сохранили о нем самое доброе воспоминание, "яко вся быша тихо и не мятежно ради его слез и рыдания и негордого учения". И Никон не забывал Вонифатьева, заботился о построенном им монастыре, посещал его могилу и не раз уходил от нее, "плакався довольно". - См. "Материалы для истории раскола", т. I (издано Н.И. Субботиным ); профессор Н.Ф. Каптерев, "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович", т. I (Сергиев Посад, 1909). И. К.
См. также статьи:
Аввакум Петрович ;
Лазарь (старообрядческий учитель) ;
Неронов Иоанн (в монашестве Григорий) ;
Никон - патриарх Московский (в миру Никита Минич) ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) .
3W.SU ©® 2015