ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Владиславлев И. | |||||||||||
Владиславлев Владимир Андреевич | |||||||||||
Владиславлев Василий Федорович | |||||||||||
Владиславичи | |||||||||||
Владиславич-Рагузинский Савва Лукич | |||||||||||
Владиславлев (Михаил Иванович), профессор философии, родился в 1840 г., сын сельского священника. Учился в новгородской семинарии, потом в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой пробыл всего два года; в академии случилось столкновение преподавателя греческой словесности со студентами, вследствие которого Владиславлев, в числе других, был исключен и отправлен на родину, но скоро вернулся в Петербург. Посланный за границу для приготовления к профессуре, он слушал лекции Куно-Фишера, Ноака и в особенности Лоце. Защитив магистерскую диссертацию ("Современные направления в науке о душе", СПб., 1866), Владиславлев был избран штатным доцентом философии в Санкт-Петербургском университете и вслед за тем занял кафедру философии в историко-филологическом институте. Сверх того, он несколько лет преподавал ту же науку на высших женских курсах. В 1868 г. Владиславлев получил степень доктора философии за диссертацию "Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы" и был избран экстраординарным профессором; в 1879 г. получил звание сверхштатного ординарного профессора; с 1885 года был деканом историко-филологического факультета, в 1887 г. назначен ректором Санкт-Петербургского университета; умер 24 апреля 1890 г. В течение своей 24-летней профессорской деятельности Владиславлев читал лекции по логике, психологии, истории философии, метафизике, этике и философии духа. В специальных курсах он разбирал метафизику Аристотеля, критику чистого разума Канта, Микрокосм Лоце. Лекции его отличались ясностью и отчетливостью изложения. Во всех его сочинениях видна добросовестная работа и ясная мысль. Книга его о Плотине представляет собой первую самостоятельную и хорошую русскую работу по истории философии. Как философ, Владиславлев нападал на материалистические тенденции; как педагог, он стоял за классическую систему образования. Литературная его деятельность началась с 1861 г., когда он стал помещать в "Времени" критические и библиографические статьи; позднее он сотрудничал в "Эпохе", в "Отечественных Записках" (1865 - 1866) и в "Журнале Министерства Народного Просвещения". Из критических статей Владиславлева упомянем разбор сочинения профессора Троицкого : "Немецкая психология в текущем столетии" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1867). Кроме указанных работ Владиславлев перевел "Критику чистого разума" Канта (СПб., 1867) и составил "Логику" (1872, 2-е издание 1881; в свое время это был лучший учебник логики, а историческая часть этого сочинения и доныне остается единственною существующею на русском языке попыткой представить историю логики) и "Психологию" (1881, два тома; третий, задуманный им, он не успел обработать). В конце 80-х годов наша журналистика много говорила о психологической теории Владиславлева, пытавшегося установить две "гаммы" чувствований: положительную - разные степени уважения, удивления, величия, и отрицательную - разные степени пренебрежения и презрения. Мерилом чувствования принималось, между прочим, отношение материальных средств данного лица к стоящим выше и ниже его на лестнице благосостояния: предполагалось, что пропорционально богатству объекта растут положительные чувствования субъекта, и наоборот. Защиту Владиславлева и объяснение в благоприятном для него смысле вышеприведенной теории принял на себя ученик его, профессор А.И. Введенский ("Научная деятельность Михаила Ивановича Владиславлева", в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1890, июнь, и отдельно).
См. также статьи:
Михайловский Николай Константинович ;
Россия, разд. Философия ;
Соловьев Владимир Сергеевич;
Троицкий Матвей Михайлович .
3W.SU ©® 2015