3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Василий Емельянович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Василий Дмитриевич Кирдяпа

Василий Иванович

Василий Даирович

Василий Иванович (великий князь рязанский)

Василий Давидович Грозный

Василий Иванович (князь Березуйский)

Василий Всеволодович

Василий Иванович (царевич)

Василий Владимирович (удельный князь Серпуховско-Перемышльский)

Василий Иванович Шемячич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Василий Емельянович (1729 - 1797) - старообрядец поморского согласия, основатель покровской часовни в Москве. Беспоповцы, отправляясь от мысли о пришествии антихриста, отрицательно относились к браку. На практике вопрос об отношении полов улаживался компромиссным путем. Иногда, однако, он обострялся, и поднимались нескончаемые споры. Современник Василия, организатор Федосеевского Преображенского кладбища в Москве, Ковылин, запрещение брака предъявлял в решительной форме. Преображенцы закрывали глаза на действительность: "Хоша семерых роди, только замуж не ходи". Такое грубое расхождение жизни с учением для многих было невыносимо. Отсюда появление книги стародубского беспоповца Ивана Алексеева "О тайне брака", в которой он говорит, что брак есть тайна хотя и не в смысле таинства, как понимает его православная церковь. Наставления Алексеева возымели действие: беспоповцы стали венчаться у "никониан". Тогда выступил Василий Емельянович. Он первый, по словам Павла Любопытного , "открыл в Москве начало брачного чина и первый из пастырей стал торжественно избавлять женящихся христиан от явной пропасти никониазма". Он заявил: "Не в том де замыкается сила таинства брака, чтоб в церкви, или через попа оную отправить; но по согласию сочетавающихся и благословению с обеих сторон родителей. Бог венчает и нам в том недостаток дополнит". Всех обращавшихся к нему беспоповцев Василий стал благословлять на брак: "Женившийся не согрешает, брак чист и ложе нескверно". Вокруг Василия составилась группа горячих приверженцев до 50 человек. Купец Монин предложил уступить для постройки молитвенного дома землю, на которой, благодаря влиянию Василия и пожертвованиям богачей, скоро появилась деревянная часовня в нынешнем 2-м квартале Лефортовской части, а при ней просторное здание для призреваемых. В 1765 г. Василий был назначен настоятелем часовни. Новая община организовалась по правилам Денисова, приняла Выгорецкий устав и стала под преобладающее влияние Выговского монастыря. Началась упорная борьба с Преображенским кладбищем. Ковылин вынужден был созвать собор на кладбище. Покровцы пошли туда уверенно и смело, но собор не оправдал их ожиданий. Ковылин вместо рассуждений о браке поставил вопрос об антихристе. Это был удачный маневр. Отвергнуть мысль об антихристе - значило пошатнуть все здание беспоповщины в самом его основании. Василий только отчасти помог делу заявлением, что "относительно бытия антихристова в мире, чувственно или духовно он царствует", спорить дело излишнее, так как предмет этот "не до веры принадлежит". С этих пор дело Василия Емельяновича развивалось все с меньшим успехом. Ковылин вполне ценил силу противника. По одному известию, однажды он пригласил к себе Василия, и "сей раб Божий сего Ковылина уста словом Божиим связа и молчати того устрои и его учение сокруши. Вторый Ирод ударил истину глаголющаго по лицу своею рукою". Василий 30 лет управлял Покровской часовней. Он написал немало сочинений, список которых дает Павел Любопытный в своем каталоге. - См.: П.Н. Милюков "Очерки по истории русской культуры" (в. 2, изд. 4-е, СПб., 1905); Ливанов "Раскольники и острожники", т. III; профессор И. Нильский "Семейная жизнь в русском расколе". Исторический очерк раскольнического учения о браке (в. I, СПб., 1869).


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru