ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Василий Ростиславич | |||||||||||
Василий Романович (удельный князь Сугорский) | |||||||||||
Василий Романович (князь брянский) | |||||||||||
Василий Петрович Негош | |||||||||||
Василий Пантелеймонович | |||||||||||
Василий св. - архиепископ Новгородский и Псковской (в миру Григорий Калена); мощи его находятся в Софийском соборе. До избрания в сан архиепископа он совершил путешествие на Восток по святым местам, что видно из его "Послания о рае". Время архиепископства его (1329 - 52) совпало с тяжкими для Новгорода обстоятельствами и несчастьями всякого рода. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей при помощи князя Московского, начал страдать от Москвы. Иван Данилович Калита сильно теснил Новгород, и владыке Василию пришлось быть предстателем пред ним за свободу своего родного города. А между тем в Пскове проявилось желание приобрести самостоятельности от Новгорода, и это прежде всего высказалось в стремлении псковичей иметь своего особого епископа, продолжавшемся и после того, как им было в том отказано митрополитом Феогностом . В самом Новгороде были многие нестроения и вражда между партиями, и владыка являлся их миротворцем. Так было, например, в 1344 г., при избрании нового посадника. Богатая софийская казна, по распоряжению Василия, щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1337 г. разливом Волхова разрушен был мост, соединявший об стороны Новгорода, и между сторонами пошли пререкания о постройке нового моста, угрожавшие кровопролитием: Василий построил мост на счет владычной казны. В 1340 году сильный пожар произвел великое опустошение в Новгороде; на обеих сторонах сгорело множество домов и лавок, 48 деревянных и 3 каменные церкви, погорел кремль, владычьи палаты, Софийский собор. Василий возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцом, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновлять погоревшие церкви и опять устроил Волховской мост. Сам владыка занимался живописью и своим мастерством украшал храмы: еще и поныне цела икона князей Бориса и Глеба его мастерства в борисоглебской церкви. Патриотическая и благотворительная деятельность святого Василия заслужила ему великое почтение и в Константинополе: в отличие от других русских архиереев константинопольский патриарх прислал ему крестчатые ризы и белый клобук, о котором впоследствии составилась целая повесть, с определенной целью - возвеличить Новгород сравнительно с Москвой. Когда от шведского короля Магнуса пришли послы в Новгород с вызовом на диспут о вере, владыка ответил: "Если хотите знать, какая вера лучше: ваша или наша, пошлите за этим к патриарху - мы приняли веру от греков". Деятельный пастырь не был искусным богословом, что, между прочим, заметно в его известном "Послании к Феодору, епископу Тверскому, о рае". Он усердно доказывает Феодору, что рай, в котором жили первые люди, цел и существует на Востоке, а место мучений многие видели на Западе. Послание это важно для характеристики наивности наших грамотеев, черпавших отовсюду всякие небылицы. Самая смерть Василия свидетельствует об его любви к пастве. В 1352 г. появилась во Пскове страшная зараза - "черная смерть" - и в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них и вместе с ними. Владыка прибыл немедленно, совершил богослужение в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и скончался на обратном пути в Новгороде, в обители Архангела, при устье реки Узы, впадающей в Шелонь, 3 июля 1352 г. П. В.
См. также статьи:
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) .
3W.SU ©® 2015