3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Боткин Василий Петрович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Боряевы

Боткин Михаил Петрович

Борщовы

Боткин Сергей Петрович

Борщов Илья Григорьевич

Боткин Сергей Сергеевич

Боршеватиновы

Боткин Яков Алексеевич

Бортнянский Дмитрий Степанович

Ботовы

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Боткин, Василий Петрович, - известный писатель (1810 - 1869), брат знаменитого клинициста. Систематически учился только в московском пансионе Кряжева, с обычной скудной программой пансионов того времени; оттуда был взят отцом и посажен приказчиком в амбар. Одаренный и любознательный от природы, он стал употреблять для занятий свободное от работы время, с увлечением отдаваясь литературе. Из пансиона он вынес знание новейших языков, что способствовало его раннему знакомству с Шиллером, Шекспиром и всеми новинками немецкой, французской и английской литературы. По позднейшему его признанию, он в это время находился под влиянием сен-симонизма. В 1835 г. Боткин посетил Францию и Италию, где, по его словам, "впервые почувствовал искусство". Введенный Белинским в кружок Станкевича, Боткин сделался одним из постоянных его членов, отражая на себе все его увлечения, интересы и переживания. Будучи, по определению одного из своих друзей "подсолнечником, поворачивающим свою голову ко всякому светилу", Боткин близко сошелся с Герценом, Грановским и Белинским, оказав на последнего, как видно из его писем к Боткину, громадное влияние. Образованный, начитанный и чуткий Боткин знакомил Белинского с западноевропейской философией и искусством и дружеским участием согревал его талант. Боткин принимал активное участие в "Отечественных Записках", где поместил ряд статей об искусстве и произведениях иностранной литературы, а позднее - в "Современнике", в котором печатал свои "Письма об Испании". Эти письма привлекли всеобщее внимание и вышли в 1857 г. отдельным изданием. В своих первых статьях Боткин был ярым поклонником Гегеля, но в дальнейшем от влияния его отчасти освободился, признав, что "Гегель - человек гениальный, но его надобно читать с критическим взглядом, а мы, да и все его последователи, изучали его как нового мессию, и кланялись ему, как буряты своим фетишам". Боткин приходит к заключению, что "понятия, идеи совершенно обусловливаются общественностью, в которую поставлен человек, а идеи, развиваемые одними книгами, не повторяемые беспрестанно процессом общественным, быстро улетучиваются в отвлеченности, да, кроме того, принимают еще колорит и комбинации той общественности, куда попадают эти идеи..." "Но я вру, - продолжает Боткин, - Тогда как в Англии и Франции литература есть зеркало нравов, у нас она - наставница. Вот почему вся сила ее заключается в идеологии. Двигают массами не идеи, а интересы, но просвещают их идеи". Типичный представитель 1840-х годов, Боткин отдал дань и разъедающей рефлексии, которая составляла болезнь того века и сыграла видную роль в жизни Станкевича и других людей 1840-х годов. Эта рефлексия ярко сказалась в неудачной женитьбе Боткина на француженке с Кузнецкого моста. Этот эпизод художественно описан Герценом в очерке "Базиль и Арманс" ("Былое и Думы", т. II). Герцен так характеризует Боткина: "Резонер в музыке и философ в живописи, он был одним из самых полных представителей ультра-гегельянцев. Он всю жизнь носился в эстетическом небе, философских и критических подробностях. На жизнь он смотрел так, как Ретшер на Шекспира, возводя все в жизни к философскому значению, делая скучным все живое, пережеванным все свежее, словом не оставляя в своей непосредственности ни одного движения души". Со смертью Белинского Боткин как-то стушевался, и литературная деятельность его поблекла. "Приставьте, - объясняет это явление профессор С.А. Венгеров, - к скромному источнику света большой блестящий рефлектор, и оба вместе они будут бросать яркий свет на далекое расстояние. Умер Белинский, и Боткин исчезает из истории русской литературы". В 1860-х годах Боткин только брюзжит, высказывает недовольство недостаточной строгостью цензоров. Умер Боткин в 1869 г., завещав 70 тысяч руб. на научные и художественные учреждения. Собрание сочинений его вышло в трех томах в 1890 - 1893 годах. Незадолго до смерти Боткин предпринял собрание материалов для обширной истории искусств, но выполнить этой работы не успел. - Литературу о Боткине см. в "Источниках Словаря русских писателей" С.А. Венгерова. О. Ларин.

См. также статьи:
Анненков Павел Васильевич;
Арапетов Иван Павлович ;
Бакунины ;
Белинский Виссарион Григорьевич;
Боткин Михаил Петрович;
Дружинин Александр Васильевич;
Кавелин Константин Дмитриевич;
Клевер Юлий Юлиевич;
Кольцов Алексей Васильевич;
Корш Евгений Федорович;
Майков Валериан Николаевич;
Пыпин Александр Николаевич;
Россия, разд. История русской литературы (XVIII век и первая половина XIX века) ;
Россия, разд. Светская музыка (XIX век) ;
Станкевич Николай Владимирович;
Тургенев Иван Сергеевич;
Шеншин Афанасий Афанасьевич (Фет).


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru