ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Болотов Андрей Тимофеевич | |||||||||||
Болотов Алексей Павлович | |||||||||||
Болотниковы | |||||||||||
Болотникова Мария | |||||||||||
Болотников Иван Исаевич | |||||||||||
Болотов, Василий Васильевич, - знаменитый церковный историк (родился 31 декабря 1853 г., умер 5 апреля 1900 г.). Сын дьячка тверской епархии, Болотов получил образование в тверской духовной семинарии и в спб. духовной академии, в которой затем преподавал общую церковную историю. В 1879 г. Болотов защитил магистерскую диссертацию "Учение Оригена о Св. Троице" (СПб., 1879). С основательным и глубоким богословским образованием Болотов соединял самые широкие и разносторонние филологические познания. Сразу по назначении на кафедру Болотов признал обязательным для себя знать языки первоисточников древней церковной истории: греческий, латинский, сирский, арабский, коптский, эфиопский, армянский. Его лингвистические знания далеко не ограничивались этими лишь языками. Изучение языков стояло у него вообще на почве сравнительного языкознания, и он имел к этой области непосредственный интерес, сам характеризуя себя именно как "лингвиста". Эфиопский язык он знал в двух видах: не только древний, богослужебный (гыыз), но и новый, разговорный (амхарский). С знанием коптского языка он соединял знакомство с языком древнеегипетским и с иероглифами. Болотов был также знаком с ассиро-вавилонской клинописью. Он занимался и персидским языком в его различны видах (древняя клинопись, зенд и новоперсидский). Как для лингвиста, представлял для него интерес и санскрит. На греческом языке он по временам обращался с письмами к И.Е. Троицкому . Из новых языков, кроме немецкого, французского, английского, итальянского, Болотов читал еще на языках: голландском, датско-норвежском и португальском (последний нужен был ему при занятиях историей Эфиопии). Он был знаком более или менее и с разными другими языками (готским, кельтским, финским, турецким, мадьярским). К столь широким лингвистическим знаниям соединялись в нем замечательная склонность и способность к занятиям математикой. Благодаря этому Болотов выступает несравненным специалистом в трудной области хронологических изысканий. Но и к данным географии, как вспомогательной для истории науки, он также применял математические приемы. Метрология постоянно привлекала его внимание. Его всегда влекло в область истории христианского Востока в широком смысле (не греческого лишь). Работы Болотова по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей, всегда заключавшие в себе много нового, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. За совокупность своих трудов Болотов получил в 1896 г. степень доктора церковной истории, в области которой он являлся у нас едва ли не первым инициатором чисто ученой разработки и создал целую школу, имеющую даровитых тружеников. Деятельность Болотова не ограничивалась кабинетным специально-ученым трудом. К его эрудиции прибегали и наша высшая церковная власть и отчасти высшее светское правительство. 15 декабря 1892 г. Болотов был назначен делопроизводителем в комиссию для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православной русской церковью. Затем он был призван высшей церковной властью принять самое близкое участие в совершившемся 25 марта 1898 г. присоединении к православной церкви сиро-халдейских несториан. Нужно было выяснить, на каких условиях и каким церковным чином должно совершиться каноническое воссоединение их с православной церковью, а также перевести на язык присоединяемых необходимые вероисповедные формулы. Знаниями Болотова воспользовалось и министерство иностранных дел, тщетно дотоле искавшее в России ученого, который бы мог перевести нужные ему абиссинские грамоты. В последний год своей жизни Болотов был назначен делегатом от духовного ведомства в образованную при астрономическом обществе комиссию по вопросу о согласовании старого стиля с новым. Литературные труды Болотова, за исключением первоначальных его журнальных работ, носят строго-ученый характер и по форме изложения доступны очень ограниченному кружку специалистов. Кроме магистерской диссертации, Болотов написал: "Троякое понимание учения Оригена о Святой Троице" ("Христианское Чтение", 1880); "Немецкая богословская литература" (ib., 1881); "К истории внешнего состояния константинопольской церкви под игом турецким" (ib., 1882); "Иностранная богословская литература" (ib., 1882); "Из церковной истории Египта" (ib., 1884 - 1886; 1892 - 1893); "Несколько страниц из церковной истории Эфиопии" (ib., 1888); "Либерий, епископ римский, и сирмийские соборы" (ib., 1891); "Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8-го ноября" (ib., 1892); "Следы древних месяцесловов поместных церквей" (ib., 1893); "Валтасар и Дарий Мидянин" (ib., 1896). Самим Болотовым был составлен список статей и заметок его, напечатанных в "Церковном Вестнике" и "Христианском Чтении" с 1880 до 1893 г., с разного рода замечаниями по поводу их, найденный в бумагах И.Е. Троицкого и напечатанный в "Христианском Чтении" 1907 г. (I, 250 - 263). По смерти Болотова были напечатаны следующие его труды: "Описание четвертой эфиопской рукописи библиотеки СПб. Духовной Академии" (СПб., 1900), "Из истории церкви сиро-персидской" (СПб., 1901); "Гонение на христиан при Нероне" ("Христианское Чтение", 1903, № 1), "К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum" ("Христианское Чтение", 1903, № 6 и 7), "К истории императора Ираклия" ("Византийский Временник", 1907, XIV, 1), "Экскурс о географии Египта" ("Византийский Временник", 1908, т. XV, 1), "Brebion (греч.) Мелентия ликопольского, как источник для исторической географии Египта" ("Византийский Временник", 1908, т. XV, 1); в "Прибавлениях к Церковным Ведомостям" за 1906 г. помещена записка Болотова по некоторым вопросам из истории церковной организации в древности. Под редакцией профессора А. Бриллиантова изданы его "Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю" (СПб., 1907) и "Лекции по истории древней церкви. II. История церкви в период до Константина Великого" (СПб., 1910). Памяти Болотова был посвящен после его смерти весь № 16 "Церковного Вестника" за 1900 г., вышедший отдельной брошюрой: "Венок на могилу в Бозе почившего профессора В. В. Б." (СПб., 1900). В. Соловьев, ст. в V т. "Критико-биографического словаря" С.А. Венгерова и в "Вестнике Европы" (1900, июль), и Б. Тураев в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1900, октябрь). Обстоятельную биографию Болотова, составленную на основании личных воспоминаний и писем Болотова, дал М.В. Рубцов: "В. В. Б." (биографический очерк, Тверь, 1900). А. Бриллиантов, "К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Б." (СПб., 1901); его же, "Профессор В. В. Б. Биографический очерк" ("Христианское Чтение", 1910).
См. также статьи:
Бриллиантов Александр Иванович ;
Россия, разд. Богословие ;
Россия, разд. Востоковедение ;
Россия, разд. Церковная история .
3W.SU ©® 2015