3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Арсений Грек

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Арсений (преподобный, родом из Ржева-Владимирова)

Арсений Мацеевич

Арсений (преподобный Коневский)

Арсений Сатановский

Арсений (преподобный Комельский)

Арсений Суханов

Арсений (католикос грузинский)

Арсеньев Александр Васильевич

Арсений (имя духовных писателей и проповедников)

Арсеньев Илья Александрович

(-10) (-50) (-100) (-500)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Арсений, Грек, справщик богослужебных книг XVII века, приехавший в Москву в 1649 году вместе с патриархом иерусалимским Паисием. По показаниям, данным самим А. (по поводу следственного о нем дела), он родился в турецком городе Трикале и учился грамматике, риторике и философии в Венеции и Риме. Заподозренный, что, в бытность его в Риме, он перешел в католичество или униатство, А. был сослан в Соловки. Через три года А. был освобожден, и в 1652 году Никон сделал его справщиком и переводчиком богослужебных книг. А. перевел "Скрижаль", сочинение инока Иоанна Нафанаила, объясняющее литургию и церковные обряды (напечатано в 1655 году с предисловием Епифания Славинецкого ); "Анфологион" (Цветословие), описание житий великомученицы Екатерины, великомучеников Федора Стратилата и Алексия Божья человека (М., 1660) и "Хронограф" митрополита Дорофея (остался в рукописи). Кроме того, по свидетельству Адама Олеария, А. учредил, по распоряжению патриарха и царя Алексея Михайловича, школу, в которой русское юношество обучалось греческому и латинскому языкам. Мнение, что А. основал свою школу в Москве при патриархе Филарете в 1634 году, опровергается С. Белокуровым , который в "Чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения" (1888 год) доказывает, на основании второго издания Олеария, что школу А. основал при Никоне, вероятно в 1653 году. В 1662 году А. снова был сослан в Соловки и оставался там до 1666 года. Выбор Никоном А. в справщики менее всего можно назвать удачным. Правда, А. по тому времени был человек очень ученый, и все его исправления в филологическом смысле вполне правильны; но в нравственном отношении это был хитрый грек, не без основания обвинявшийся в неоднократной перемене религии. - Ср.: Миркович, "О школах и просвещении в патриарший период" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1878, VI); Каптерев, "Следственное дело" об А. (в "Чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения", т. VII, 1881); Белокуров (вышеупомянутая статья).

См. также статьи:
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru