ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Анна Иоанновна | |||||||||||
Анна Григорьевна | |||||||||||
Анна Всеволодовна | |||||||||||
Анна Васильевна | |||||||||||
Анна Алексеевна | |||||||||||
Анна Кашинская, святая благоверная великая княгиня, дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича . Родилась во второй половине XIII столетия; в 1294 году сочеталась браком с тверским, а впоследствии великим князем Михаилом Ярославичем, замученным в Орде в 1318 году и причисленным к лику святых. После его кончины А. постриглась в монашество, с именем Софии, в тверском Софийском женском монастыре, а затем, по усиленной просьбе своего младшего сына, удельного князя кашинского Василия , переселилась в город Кашин, в построенный ее сыном Успенский женский монастырь, и здесь приняла схиму с именем А. 2 октября 1368 года А. скончалась и была погребена в том же монастыре. Своей жизнью она снискала такое глубокое уважение современников и благоговейную память потомков, что писались ее иконы. В 1649 году собор в Москве причислил благоверную А. к лику святых. В 1650 году, 12 июня, в присутствии царя Алексея Михайловича, было совершено перенесение мощей А. в каменный Воскресенский собор. В Кашине особую службу на открытие мощей А. написал протопоп Иван Наумов, при участии посадского человека, Семена Осипова Сухорукова; в Москве канон на тот же предмет написал лучший ученый того времени, Епифаний Славинецкий . Продолжалось почитание княгини А. и при царе Феодоре Алексеевиче. Но в 1677 году патриарх Иоаким созвал в Москве так называемый малый собор архипастырей, который запретил совершение святой А. особых служб и молебствий ввиду якобы некоторых разногласий жития княгини А. с Степенной книгой и летописцами (дальнейшими исследованиями совершенно устраненных). Истинной причиной этого "прещения" явилось то, что на иконе А. изображалась с рукой, сложенной для двуперстного крестного знамения, которое тогда преследовалось как "армянская ересь". Вместо того, чтобы в двуперстии почившей 300 лет назад св. А. увидеть доказательство равночестности обоих перстосложений и тем самым устранить одно из оснований церковной распри, патриарх Иоаким на соборе, составленном только из лиц иерархии, приостановил чествование св. А., а почитателям ее пригрозил отлучением от церкви и наказанием. Но память об А. сохранилась среди кашинцев, и со второй половины XIX столетия они неоднократно возбуждали ходатайства о восстановлении молитвенного ее почитания. В 1901 году соответствующее ходатайство рассматривалось в Святейшем Синоде, но, под влиянием Победоносцева, было оставлено без последствия. В 1908 году вопрос о восстановлении церковного почитания А. Кашинской был снова возбужден 30 епископами, съехавшимися в Киев на торжество 800-летия Михайловского Златоверхого монастыря. К ним присоединился киевский миссионерский съезд, а также духовенство и представители земств и граждане городов Кашина и Твери, и Синод определением, Высочайше утвержденным 7 ноября 1908 года, разрешил восстановить церковное почитание А., назначив для этого 12 июня 1909 года. - См. прот. И. Галахов , "Благоверная княгиня А. Кашинская" ("Церковный Вестник", 1908, № 30), "Св. благоверная великая княгиня А. Кашинская" (там же, 1909, № 25); иером. Иоаким, "Житие св. благоверной княгини А. Кашинской" (М., 1909, по рукописи XVII века из библиотеки Императорской Академии Наук); свящ. С. Архангелов, "Св. благоверная великая княгиня А. Кашинская" (СПб., 1909); его же, "Житие и чудеса св. благоверной великой княгини А. Кашинской" (СПб., 1909); А. Мякутин, "Преподобная великая княгиня А. Кашинская, как супруга, мать, истая дочь своей родины и христианка" (СПб., 1909).
3W.SU ©® 2015