3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аржанто

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Арефьевы

Аристакес

Арескин Роберт (Эрскин)

Аристов Андрей Петрович

Арепьев Николай Федорович

Аристов Вал. Влад.

Аренский Антон Степанович

Аристов Евмений Филип.

Арендт Николай Федорович

Аристов Николай Яковлевич

(-10) (-50) (-100) (-500)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Аржанто (De Mercy-Argentean), графиня Луиза, рожденная княжна Караман-Шимэ, - видная деятельница в истории новой русской музыки (1837 - 90). Прекрасное образование и артистическая среда - в замке Шимэ, где часто бывали Леонард, Серве, Обер - развили в ней вкус и любовь к музыке. Брак ее и графа де Мерси-А. был "браком приличия", не более. Играя роль при дворе Наполеона III и императрицы Евгении, графиня А. продолжала занятия музыкой. В ее салоне бывали музыканты Тома, Сен-Санс, Гуно, Лист, А. Рубинштейн. После разгрома французских войск, в первых числах февраля 1871 года, Наполеон III пригласил ее в Вильгельмсгёе и возложил на нее миссию доставить императору Вильгельму I в Версаль собственноручное письмо его о заключении перемирия, что она и исполнила, совершив с большими трудностями и лишениями переезд частью в товарном вагоне, спрятанною за багажом. Миссия ее успеха не имела: условия перемирия не были смягчены. С тех пор А. проводила с мужем в Париже лишь несколько месяцев, живя остальное время тихо и уединенно в замке Аржанто в Бельгии, в 14 верстах от Льежа (Люттиха) на высоком берегу Лиёзы. В 1882 году А. познакомилась с музыкой "новой русской школы" и с тех пор сделалась поклонницей и ревностной распространительницей ее. Выучившись самостоятельно русскому языку, она перевела на французский язык много русских опер ("Псковитянка" и "Снегурочка" Римского-Корсакова, отрывки из "Князя Игоря" Бородина, "Кавказский пленник", "Вильям Ратклиф", "Анджело" Кюи и др.) и романсов. В сезон 1885 - 86 года она устроила в Льеже первый концерт русской музыки, под управлением бельгийца Т. Жадуля. В следующем сезоне были ею устроены четвертый концерт в Льеже и большой концерт в Брюсселе (2-я симфония Бородина, "Сербская фантазия" Римского-Корсакова, "Suite Miniature" Кюи). Тогда же в Льеже был впервые поставлен "Кавказский Пленник" Кюи. Живя зимою в Амстердаме, она и там организовала несколько концертов русской музыки под управлением Рентгена. В 1887 году были даны ею русские концерты в Спа и в Антверпене. Благодаря ее стараниям в 1890 году в Брюссель был приглашен дирижировать большим русским симфоническим концертом Римский-Корсаков. В этот период русские композиторы, особенно Бородин и Кюи, подолгу гостили в замке Аржанто и в память своего пребывания в нем написали по романсу "Septain", а Кюи, сверх того, хор для детских голосов "Пташки в Аржанто" и фортепианную сюиту (впоследствии инструментованную) "A Argenteau". Многие сочинения русских композиторов, особенно Кюи, посвящены А. Она пропагандировала русскую музыку и пером, помещая статьи в журналах "Le Menestrel", "Guide Musical", а в 1888 году издала книгу "Cesar Cui" - плод ее четырехлетнего изучения музыки особенно ценимого ею автора. Восторженный подчас тон и некоторые преувеличения в деталях не исключают верности общих суждений и ценности фактических данных; ее книга является и посейчас единственной по полноте сведений о Ц. Кюи. В 1888 году А. приезжала в Петербург и еще ближе узнала русскую музыкальную жизнь. - См. статью Ц. Кюи в "Книжках Недели" (1891, II).

См. также статьи:
Бородин Александр Порфирьевич.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru