3W.SU
Секреты бильярда

Секреты бильярда

КАРАМБОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Карамболь чрезвычайно популярен во многих странах мира и особенно в Западной Европе. Он был довольно широко распространен и в дореволюционной России. Примерно каждый пятый из производимых столов был карамбольным. Однако в настоящее время карамболь у нас практически неизвестен. Единичные карамбольные столы погоды не делают. И не похоже, что ситуация в обозримом будущем принципиально изменится. Тем не менее, принимая во внимание то, что многие наши сограждане, любители бильярда, находясь за рубежом, наверняка захотят попробовать свои силы и в этой разновидности бильярда, приводим правила этой игры. Следует также отметить, что элементы карамбольной техники встречаются практически во всех разновидностях бильярдных игр (например, удар МАССЕ). Особый интерес представляет также БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА, которая может оказаться чрезвычайно полезной, например, в пуле при выполнении ударов от борта и выходе из маски.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА КАРАМБОЛЬНЫХ ИГР

Бильярдные столы, шары, оборудование. Все описанные ниже карамбольные бильярдные игры должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и оборудования, отвечающих требованиям раздела «Требования к бильярдному оборудованию».

Используемые шары. Два белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков имеется свой белый шар, используемый им в качестве битка. Для того чтобы отличить один биток от другого, на один из белых шаров наносятся две или три небольшие цветные точки.

Очередность первого удара. Очередность первого удара определяется в результате розыгрыша или жребия. Игрок, выигравший розыгрыш или жребий, может предоставить право нанесения первого удара своему сопернику.

Выбор битка. Победивший в розыгрыше начального удара имеет право выбрать один из битков — чисто-белый или меченый, который он использует затем до конца игры. При нечетном числе участников биток в процессе игры переходит от одного игрока к другому.

games-1.jpg

Рис. 53. Карамболь.

При этом каждый раз используется тот биток, который не был использован предыдущим участником.

Расстановка шаров и начальный удар. Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника ставится на переднюю отметку, а биток игрока, выполняющего начальный удар, располагается на передней линии в пределах 15 см от передней отметки (отсчет ведется от центра шара), как показано на рис. 53.

Первое касание красного шара. При выполнении начального удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале красного шара, а не битка соперника.

При выполнении всех последующих ударов биток может касаться любого шара — красного или белого — в любом порядке.

Выскочившие шары выставляются после полной остановки всех шаров (см. раздел «Выставление выскочивших шаров»).

Правильный отыгрыш. При выполнении правильного отыгрыша необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром либо биток, либо прицельный шар дошел до борта. В противном случае объявляется фол.

Ограничение. Запрещается отыгрываться два раза подряд. Если игрок отыгрался при выполнении предыдущего удара, то он не имеет права отыгрываться при выполнении следующего. В противном случае объявляется фол.

Игра после отыгрыша. Если игрок при своем предыдущем ударе преднамеренно выполнил отыгрыш (правильный или неправильный), то при следующем подходе к столу он играет «после отыгрыша».

При этом он должен предпринять очевидную попытку произвести правильный результативный удар. Если же он вновь прибегает к отыгрышу (правильному или неправильному), то объявляется фол.

Выставление выскочивших шаров. Выскочивший биток выставляют на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если же и та занята, то на центральную отметку).

Если за борт выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если же и та занята, то на центральную отметку).

Выскочивший красный прицельный шар выставляют на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю отметку, если же и та занята, то на центральную отметку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то вначале согласно указанному выше правилу выставляют биток, а затем прицельный шар.

Если одновременно выскакивают оба прицельных шара, то их выставляют так, как описано выше. Если же биток мешает выставлению одного из шаров, то вначале выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем согласно приведенному выше правилу оставшийся прицельный шар. (Исходное положение считается занятым, если шар нельзя выставить, не задевая другой шар.)

Если за борт выскакивают все три шара, то их расставляют так же, как и при выполнении начального удара.

Если биток не выскочил за борт, то любой правильный результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает свою серию.

Во всех случаях после фиксации нарушения соперник принимает сложившуюся на столе позицию.

Биток вплотную к прицельному шару. Если биток располагается вплотную к прицельному шару, то игрок имеет право (1) выставить (только лишь) соприкасающиеся шары (красный — на заднюю отметку, биток играющего — на переднюю отметку, биток соперника — на центральную отметку) или (2) произвести удар «в сторону от шара», с которым биток находится в соприкосновении (то есть биток должен коснуться вначале борта или «свободного» прицельного шара, а затем вновь коснуться прицельного шара, с которым он находился в соприкосновении до удара). Неправильно выполненный удар в сторону от шара наказывается фолом.

Если выбор сделан в пользу первого варианта, а соответствующая отметка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для «мешающего» прицельного шара.

Биток вплотную к борту. Если биток располагается вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила данной конкретной игры предусматривают определенное число соударений (касаний) с бортами, то первое соударение с близлежащим бортом не засчитывается. (Если соударение с данным бортом происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и все последующие соударения с тем же бортом.)

Игра от борта (определение). Если правила какой-либо конкретной игры предусматривают игру от одного или нескольких бортов, то имеется в виду соударение (или соприкосновение) битка с упругим бортом (исключение составляет случай, рассмотренный выше в разделе «Биток вплотную к борту»). Различные соударения не обязательно должны осуществляться о различные борта. Например, путем сильной верхней или нижней подкрут-ки битка можно осуществить несколько четких и раздельных соударений с одним и тем же бортом.

КАРАМБОЛЬ

Количество игроков. Двое или трое.

Используемые шары. Один белый, один меченый белый и один красный шар.

Цель игры. Первым набрать заранее заданное число очков ( как правило, 60).

Ведение счета. За каждый результативный удар присуждается 1 очко. Удар считается результативным, если биток касается двух прицельных шаров и при этом не нарушены правила. Каждый правильный результативный удар дает право играющему продолжить свою серию.

ОДНОБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ

Количество игроков. Двое или трое.

Используемые шары. Один белый, один меченый белый и один красный шар.

Цель игры. Первым набрать заранее заданное число очков ( как правило, 30 — 60).

Ведение счета. За каждый результативный удар играющему присуждается 1 очко.

Определение результативного удара. Удар считается результативным, если биток коснулся двух прицельных шаров и при этом не нарушены правила.

Начальный удар. Начальный удар должен выполняться в соответствии с «Общими правилами карам-больных бильярдных игр», а также согласно приведенному ниже правилу игры № 2. В противном случае объявляется фол, удар переходит к сопернику и очки не присуждаются.

Правила игры:

1. Правильный результативный удар дает право играющему продолжить свою серию у стола.

2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы биток либо (1) до соударения с прицельными шарами коснулся одного или нескольких бортов, либо (2) после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем — другого прицельного шара. В противном случае объявляется фол, право удара переходит к сопернику и очки не присуждаются.

Штрафы за нарушения. За каждый фол с текущего счета нарушителя списывается одно очко.

ТРЕХБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ

Количество игроков. Двое или трое.

Используемые шары. Один белый, один меченый белый и один красный шар.

Цель игры. Первым набрать заранее заданное количество очков (на соревнованиях, как правило, 30 — 60).

Ведение счета. За каждый правильный результативный удар играющему присуждается 1 очко.

Определение результативного удара. Удар считается результативным, если биток либо (1) касается прицельного шара, затем трех или более бортов, а после этого второго прицельного шара; либо (2) касается трех или более бортов, а затем двух прицельных шаров; либо (3) касается борта, затем прицельного шара, затем двух или более бортов, а после этого другого прицельного шара; либо (4) касается двух или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов, а после этого другого прицельного шара.

При этом не должны быть нарушены «Правила игры» и «Общие правила карамбольных бильярдных игр».

Начальный удар. Начальный удар выполняется в соответствии с «Общими правилами карамбольных бильярдных игр». В противном случае объявляется фол, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

Правила игры:

1. Каждый правильный результативный удар дает право играющему продолжить свою серию у стола.

2. Если за борт выскакивает какой-либо из шаров (прицельный или биток), то объявляется фол. (Шары выставляются в соответствии с «Общими правилами карамбольных бильярдных игр».)

3. Если прицельный шар располагается вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша согласно «Общим правилам карамбольных бильярдных игр» необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром либо биток коснулся любого борта, либо прицельный шар дошел до другого борта. В противном случае объявляется фол.

Штрафы за нарушения. Серия играющего заканчивается, а очки не засчитываются (но и не вычитаются).

БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА

Существуют различные системы, использующие так называемые бриллианты — особые отметки на бортах (поручнях) бильярдного стола. Приписываемые бриллиантам численные значения позволяют игрокам планировать удары от бортов с помощью простых арифметических подсчетов. Некоторые мастера мирового класса не используют бриллиантовую систему, другие пользуются ей только для того, чтобы проверить свою интуицию или оценку, а третьи — при первой возможности. Суть дела, однако, состоит в том, что при выполнении многих ударов в трехборт-ном карамболе бриллиантовые системы существенно облегчают умственную работу. Ниже описана наиболее широко используемая система под названием «Пять в углу» или просто «Бриллиантовая система» (см. рис. 54).

Биток, пущенный с небольшим бегущим винтом, отразившись от третьего борта у бриллианта № 1, достигает затем вновь первого борта у бриллианта № 7. Если же биток отражается от третьего борта у бриллианта № 2, то он достигает первого борта у бриллианта № 8 (в углу). Бриллиант № 3 на третьем борту связывает с бриллиантом № 3 (с прицельным числом 3) на коротком борту. Различные бриллианты связаны, как показано на диаграмме. Для того чтобы пользоваться бриллиантовой системой, игрок должен запомнить эти связи, так как ему необходимо знать траекторию битка после отражения от третьего борта.

games-2.jpg

Рис. 54. Бриллиантовая система.

При использовании бриллиантовой системы игрок анализирует свой удар ретроспективно, то есть он выясняет, в каком месте биток должен отразиться от третьего борта, чтобы удар получился результативным. Допустим, например, что оба прицельных шара находятся в правом верхнем углу диаграммы, а биток (как это и изображено) — в правом нижнем. Игрок, запомнивший связи между бриллиантами, знает, что для того, чтобы попасть в правый верхний угол, биток должен отразиться от третьего борта у бриллианта № 2. Обратите внимание на прицельные числа на третьем борту. Они начинаются с 1 у первого бриллианта до 8 в углу. В данном случае игроку нужен второй бриллиант с прицельным числом 2.

Обратите теперь внимание на исходные числа (соответствующие исходным положениям битка) на третьем борту. Они начинаются с 1,5 у первого бриллианта до 5 в углу (отсюда и название системы). Исходные числа продолжаются на коротком борту от б до 8 (см. диаграмму).

Вернемся к рассматриваемому примеру. Играющий должен определить, в каком месте биток должен отразиться от первого борта, чтобы отразиться затем от третьего борта у бриллианта с прицельным числом 2. Биток находится в углу с исходным числом 5. В соответствии с бриллиантовой системой игрок должен из исходного числа (5) вычесть прицельное число (2), что в результате дает 3. Это и есть искомое прицельное число (номер) бриллианта на первом борту, по которому следует нанести удар битком. Если игрок хочет попасть в бриллиант № 1 на третьем борту при том же исходном положении битка (исходное число — 5), он вычитает из числа 5 число 1 и получает 4 — номер бриллианта на первом борту. Если нужно попасть по третьему бриллианту на третьем борту, то нужно из 5 вычесть 3, что дает 2.

Если игрок хочет попасть по бриллианту № 2 на третьем борту, а биток находится в положении с исходным числом 6 на коротком борту, то он из 6 вычитает 2 и получает 4, то есть номер бриллианта на первом борту. Если биток находится в положении с исходным числом 3,5 и играющий хочет попасть по бриллианту № 2 на третьем борту, то он из 3,5 вычитает 2 и получает прицельное число 1,5 и соответствующую прицельную точку на первом борту.

Вернемся еще раз к случаю, когда биток находится в исходном положении 5 на диаграмме, и чтобы он отразился от третьего борта в точке с прицельным числом 2, следует попасть в точку с прицельным числом 3 на первом борту. Обратите внимание на прямую линию, соединяющую исходную точку 5 с прицельной точкой 3 на первом борту.

Если биток расположен на этой линии, то любой ее точке независимо от конкретного положения битка приписывается исходное число 5.

Выше были рассмотрены случаи, когда биток отражается вначале от трех бортов, а затем попадает по прицельным шарам. Бриллиантовую систему можно применить и в случае, когда биток попадает вначале по одному из прицельных шаров. Рассмотрим позицию на рис. 55. При выполнении такого рода ударов первый прицельный шар задает исходное число. Допустим, что он находится в точности на рассмотренной чуть выше линии с исходным числом 5. Если направить прицельный шар вдоль этой линии, то он ударится о первый борт у бриллианта № 3 и отразится от третьего борта в точке с прицельным числом 2, а затем коснется второго прицельного шара, расположенного в правом верхнем углу.

Игрок, однако, не имеет права наносить удар кием по прицельному шару. Поэтому, заметив, что первый прицельный шар расположен на линии с исходным числом 5, он должен нанести удар таким образом, чтобы биток пос-

games-3.jpg

Рис. 55. Карамболь от трех бортов.

ле соударения с первым прицельным шаром сам ударился о первый борт у третьего бриллианта, а затем, отразившись от третьего борта у второго бриллианта, достиг расположенного в правом верхнем углу второго прицельного шара. На этом примере видна роль бриллиантовой системы при выполнении карамболя от трех бортов.

В трехбортном карамболе особое значение имеет способность игрока нанести удар по первому прицельному шару таким образом, чтобы после соударения с ним биток попал в заданную точку на первом борту. Другими словами, если игрок не в состоянии отразить биток (простым карамбольным ударом) от первого прицельного шара в заданную точку на первом борту, то его шансы на результативный трехбортный карамболь минимальны.

Если первый прицельный шар расположен на линии с исходным числом 4,5 и игрок хочет попасть в точку с прицельным числом 2 на третьем борту, то он из 4,5 вычитает 2 и, получив в результате 2,5, выполняет удар таким образом, чтобы биток после соударения с первым прицельным шаром отразился от первого борта в точке с прицельным числом 2,5.

Многие игроки отказываются изучать бриллиантовую систему, поскольку письменные объяснения зачастую усложнены и требуют внимательного изучения. Однако если игрок будет следовать описанным выше рекомендациям и проверит их в практической игре у бильярдного стола, то он найдет их достаточно простыми. Конечно, объяснения непосредственно из уст опытного мастера значительно облегчат понимание.

Бриллиантовая система отнюдь не лишена недостатков. Однако при выполнении ударов от трех бортов она является лучшим помощником игроку, нежели его собственная интуиция. Если понаблюдать за тем, как планирует удар опытный мастер трехбортного карамболя, то оказывается, что он определяет прежде всего, от какой точки третьего борта ему следует отразить биток.

Допустим, что биток должен отразиться от третьего борта в точке с прицельным числом 2,5. После этого игрок определяет исходное число для битка. Допустим, что оно равно 4,5. Вычитая 2,5 из 4,5, он приходит к выводу, что для того, чтобы попасть в точку с прицельным числом 2,5 на третьем борту, следует нанести удар в точку с прицельным числом 2 на первом борту. Бриллиантовая система точно указывает игроку точку, в которую нужно попасть битком. Интуиция может подсказать ему примерное положение указанной точки. Однако если удар будет нанесен по точкам с прицельными числами 1,75 или 2,25, то он скорее всего закончится безрезультатно.

При использовании бриллиантовой системы следует наносить удар выше центра битка с небольшим БЕГУЩИМ ВИНТОМ и плавным СОПРОВОЖДЕНИЕМ БИТКА. При ЖЕСТКОМ отрывистом или слишком сильном ударе угол отражения сужается (см. «Бортовой эффект»). Практикуйте удары средней силы с умеренным сопровождением.

Если прицельный шар и биток не располагаются в точности на изображенных на первой диаграмме траекториях, то можно интерполировать или пользоваться дробными значениями исходных и прицельных чисел. Например, если исходное число равно 3,5, а прицельное — 1,25, то, вычитая, получим прицельную точку 2,25 на первом борту. Бриллиантовая система применима далеко не ко всем ударам на бильярдном столе. Она относится лишь к ударам с естественными углами отражения, то есть к естественному качению.

Может случиться, что при игре на конкретном столе угол отражения получается уже. Тогда в расчеты нужно внести поправку, сместив прицельную точку на первом борту. Например, вместо рассчитанного значения 2 использовать 1,75 или даже 1,5. Однако прежде чем вносить поправки, необходимо вначале убедиться в том, что вы действительно наносите удары средней силы с умеренным сопровождением и небольшим БЕГУЩИМ ВИНТОМ. Следует также подчеркнуть, что при использовании бриллиантовой системы следует целить через упругий борт непосредственно в бриллиант, а не в точку на кромке упругого борта напротив бриллианта.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru