3W.SU
Секреты бильярда

Секреты бильярда

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПУЛ

Учитывая все большее распространение пуловских бильярдных столов, предлагаем вниманию читателя ряд популярных в Америке тренировочных и развлекательных игр.

ШЕСТЕРКА

При игре в «Шестерку» биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, после чего любой забитый в лузу шар засчитывается. Например, если игрок наносит удар по единице, а от нее карамболем по шестерке и та в свою очередь падает в лузу, то ему присуждается победа. Игра очень скоротечна, и при всего лишь шести прицельных шарах очень часто заканчивается с кия!

Количество игроков. Двое или более, хотя, как правило, предпочитают играть вдвоем.

Используемые шары. Прицельные шары с номерами от 1 до 6 плюс биток.

Расстановка шаров. Треугольная пирамида (ряды 1 — 2—3) с единицей на задней отметке и шестеркой в центре последнего ряда. Все остальные шары располагаются произвольно.

Цель игры. При правильном ударе забить шестерку.

Ведение счета. За забитые шары очки не начисляются. Победителем объявляется игрок, правильно забивший шестерку.

Разбитие. Начинающий игру должен либо (1) произвести открытое разбитие, либо (2) правильно забить какой-либо прицельный шар. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся позицию и произвести удар с руки из дома, либо (2) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам.

Правила игры:

1. При выполнении правильного удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером. После этого должен либо (1) упасть в лузу шар, либо (2) дойти до борта биток или какой-либо из прицельных шаров. Нарушение этих требований влечет за собой фол.

2. Правильно забитый шар дает игроку право продолжить свою серию.

3. Если игрок правильно забивает шар, то он должен нанести следующий удар. Он не имеет права объявить отыгрыш и выставить правильно забитый прицельный шар.

4. Игроку, нарушившему правила три раза подряд, засчитывается поражение в партии.

Неправильно забитые шары. Все выставляются. Штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру соперник играет с руки.

Наказание за нарушения. Вступающий в игру партнер играет с руки, однако в случае третьего нарушения подряд согласно правилу игры № 4 нарушителю засчитывается поражение в партии.

СЕМЕРКА

Игра в «Семерку» строится по тому же принципу, что и «Девятка», но гораздо более скоротечна. Вместе с тем она позволяет игрокам поупражняться в выполнении комбинационных и карамбольных ударов, отыгрышей и масок. По договоренности можно ограничить число луз, в которые более опытный игрок имеет право забить семерку.

Количество играющих. Двое или две команды.

Используемые шары. Прицельные шары с номерами от 1 до 7 плюс биток.

Расстановка шаров. Шары расставляются в форме шестиугольника с семеркой в центре и единицей спереди на задней отметке. Остальные шары располагаются по часовой стрелке в порядке возрастания номеров от единицы до шестерки.

Цель игры. При правильном ударе забить семерку.

Ведение счета. За забитые шары очки не присуждаются. Победителем объявляется игрок, правильно забивший семерку.

Разбитие. Игрок, выполняющий начальный удар, должен либо (1) произвести открытое разбитие, либо (2) правильно положить в лузу какой-либо прицельный шар. В противном случае вступающий в игру партнер имеет право либо играть с руки из дома (при этом оказавшийся в доме шар с наименьшим номером выставляется на заднюю отметку), либо после расстановки шаров заново произвести разбитие сам. В последующих партиях разбивает проигравший.

Правила игры:

1. При выполнении правильного удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером. После этого должен либо (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. Нарушение этих требований

наказывается фолом, и вступающий в игру партнер играет с руки с любого места стола.

2. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

3. После правильного разбития соперник выбирает, в какие три лузы (расположенные слева или справа от продольной линии) он будет забивать семерку. Соответственно, его партнеру, производившему разбитие, достаются противоположные лузы по другую сторону от продольной линии. Шары с номерами от единицы до шестерки можно забивать в любую лузу.

4. Семерка, забитая при правильном разбитии (так же как и при любом другом правильном ударе), приносит победу в партии.

5. При любом нарушении «Общих правил пула» вступающий в игру партнер играет с руки с любого места стола.

Зачтение поражения. Игроку засчитывается поражение в партии, если он совершает одно из следующих нарушений:

(а) после разбития забивает семерку не в свою лузу;

(б) после нанесения удара по семерке упускает в лузу биток;

(в) забивает семерку с нарушением правил;

(г) промахивается по семерке, когда на столе уже нет других шаров (вариант — соперник играет с руки);

(д) совершает три нарушения подряд.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, соперник играет с руки.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру партнер играет с руки.

Наказание за нарушение. Соперник играет с руки с любого места стола.

Вариант. Игроки различного уровня могут уравнять игру путем увеличения (для более слабого игрока) или уменьшения (для более опытного) количества луз, в которые они имеют право забить семерку. В частности, более опытному игроку может быть предложено забивать семерку только лишь в среднюю лузу на своей стороне стола. Соперники, кроме того, могут договориться о том, что семерку можно забивать в любую лузу.

ДЕСЯТКА

«Десятка» очень похожа на «Девятку», однако лишний шар создает дополнительные трудности в игре, и кроме того, с разбития падает, как правило, меньшее количество шаров (десятка крайне редко). Тем не менее в исполнении опытных мастеров данная игра превращается в исключительно динамичное и захватывающее зрелище.

Количество игроков. Как правило, играют вдвоем, втроем или вчетвером.

Используемые шары. Прицельные шары с номерами от 1 до 10 плюс биток.

Расстановка шаров. Треугольная пирамида (ряды 1 — 2—3—4) с единицей на задней отметке и десяткой в центре ряда с тремя шарами. Остальные шары располагаются произвольно.

Цель игры. При правильном ударе забить десятку.

Ведение счета. За забитые шары очки не присуждаются. Победителем объявляется игрок, правильно забивший десятку.

Разбитие. Игрок, выполняющий начальный удар, должен либо (1) произвести открытое разбитие, либо (2) правильно забить прицельный шар. В противном случае соперник имеет право либо (1) выполнить удар с руки из дома, при этом все прицельные шары остаются на своих местах, либо (2) после установки шаров заново произвести разбитие сам.

Правила игры:

1. При выполнении правильного удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером. После этого должен либо (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. Нарушение этих требований влечет за собой фол.

2. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

3. Если игрок правильно забивает шар, то он должен произвести следующий удар. Он не имеет права объявить отыгрыш и выставить правильно забитый шар.

4. Игроку, нарушившему правила три раза подряд, засчитывается поражение.

Неправильно забитые шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Соперник играет с руки.

Наказание за нарушение. Соперник играет с руки.

ПРИМЕЧАНИЕ. При совершении третьего нарушения подряд согласно правилу № 4 игроку засчитывается поражение.

РОТАЦИЯ

При игре в «Ротацию» необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего любой упавший в лузу прицельный шар засчитывается. Объявлять заказ не требуется. Данная игра является серьезным испытанием игрового мышления, кладки и общего уровня технического мастерства игрока. Немногие бильярдные игры требуют более точной позиционной игры.

Количество играющих. Двое.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу, тройкой в левом и пятнадцатым шаром в центре. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

Цель игры. Набрать большее, чем соперник, суммарное количество очков.

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар начисляется количество очков, соответствующее его номеру. Если игрок набирает такое суммарное количество очков, что его соперник уже не может его догнать (при игре один на один — 61 очко), то игра заканчивается. Если игроки набирают одинаковое количество очков и при этом все пятнадцать шаров уже сыграны в лузы, то одно дополнительное очко и, соответственно, победа в партии присуждается игроку, забившему последний прицельный шар.

Разбитие. Игрок, выполняющий начальный удар, должен либо (1) произвести открытое разбитие, либо (2) правильно забить прицельный шар в лузу. В противном случае соперник имеет право либо (1) выполнить удар с руки из-за передней линии, при этом все прицельные шары остаются на своих местах, либо (2) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам.

Правила игры:

1. При выполнении правильного удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего должен либо (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

2. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию. В случае необходимости игрок имеет право лишь дважды произвести отыгрыш путем доведения шара до близлежащего борта.

3. Если игрок правильно забивает шар, то он должен произвести следующий удар. Он не имеет права объявить отыгрыш и выставить после этого правильно забитый шар.

4. Если игрок выполняет удар с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка), то оказавшийся в доме прицельный шар с наименьшим номером может быть по его желанию выставлен на заднюю отметку.

5. Игроку, совершившему нарушение три раза подряд, засчитывается поражение. Если играет более двух участников, то шары, забитые дисквалифицированным игроком, остаются в лузах и не учитываются.

Неправильно забитые шары. Все выставляются.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Соперник играет с руки из-за передней линии.

Наказание за нарушения. Очки не вычитаются. Соперник имеет право либо (1) принять позицию на столе, либо (2) предложить нарушившему правила вновь произвести удар (сюда же относится и случай, когда удар производится с руки из дома). При совершении третьего нарушения подряд вступает в силу правило игры № 5.

БОРТОВОЙ ПУЛ

При игре в «Бортовой пул» забивать прицельный шар в лузу можно лишь от борта (или от бортов). Прямые попадания в лузу не допускаются и не засчитываются. Это очень сложная игра, однако она позволяет хорошо поупражняться в выполнении бортовых ударов, а если встречаются два больших мастера, то наблюдать за игрой — истинное удовольствие.

Количество игроков. Двое, трое, четверо или пятеро; однако, как правило, предпочитают играть вдвоем.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида, все шары располагаются в произвольном порядке.

Цель игры. Забить большее количество шаров, чем соперник (соперники).

Ведение счета. Засчитывается каждый правильно забитый шар. При игре один на один побеждает игрок, правильно забивший восемь шаров. При игре втроем побеждает игрок, первым забивший пять шаров. При игре вчетвером побеждает игрок, первым забивший четыре шара. При игре впятером первый правильно забитый шар (хотя и остается на счету забившего) сразу же выставляется, и игрок наносит следующий удар. В конечном итоге побеждает тот, кто первым забьет четыре шара.

Разбитие. Игрок, выполняющий начальный удар, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру партнер имеет право либо (1) принять позицию на столе и выполнить удар, либо (2) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам. Шары, забитые при разбитии, не засчитываются. Если с разбития в лузу падает какой-либо прицельный шар, то он выставляется и игрок наносит следующий удар.

Правила игры:

1. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию. Игрок имеет право наносить удар по любому прицельному шару, предварительно заказав шар, лузу и борта, которых коснется перед падением в лузу прицельный шар. Правильно забитый шар должен удариться по крайней мере об один борт, а затем упасть в назначенную лузу.

2. Правильно забитый от борта (бортов) шар должен быть сыгран «чисто» (то есть не допускаются какие-либо касания, комбинации или карамболи с участием заказанного прицельного шара). Биток может коснуться прицельного шара лишь один раз.

3. При выполнении правильного удара игроку засчитывается лишь один шар. Все другие прицельные шары, упавшие в лузы при том же ударе, не засчитываются и выставляются согласно требованиям раздела «Неправильно забитые прицельные шары».

4. Если выполняется удар с руки из дома (например, после падения битка в лузу) и при этом все прицельные шары находятся в доме, то по желанию играющего ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если два шара и более находятся на одинаковом расстоянии от передней линии, то игрок по своему усмотрению может выставить любой из них.

5. Соударение прицельного шара с бортом должно быть четким и ясным. Случайное касание борта прицельным шаром при подходе к назначенной лузе не рассматривается как не оговоренный в заказе «лишний» борт и не дает права квалифицировать такой удар как неправильный. Допускаются также касания губок лузы перед падением заказанного шара.

6. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение в партии.

Неправильно забитые шары. Все выставляются, штраф не налагается. При этом действует особое правило выставления шаров: если при выполнении правильного результативного удара какие-то другие незаказанные шары падают в лузы (или вылетают за борт), то их выставление откладывается до завершения игроком своей серии ударов. Если его последний удар оказывается результативным, а на столе не остается ни одного прицельного шара, то все неправильно забитые (или выскочившие) ранее шары выставляются, после чего игрок может продолжить свою серию.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается. При этом на выскочившие шары распространяется приведенное выше особое правило выставления неправильно забитых шаров.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру партнер играет с руки из-за передней линии.

Наказание за нарушение. За каждое совершенное им нарушение игрок выставляет один из ранее забитых шаров. Если же он до совершения нарушения не забил ни одного шара, то он остается их должен; и после каждой последующей результативной серии игрок выставляет шары до тех пор, пока долг не будет погашен. Если нарушение не сопровождалось вылетом за борт или падением в лузу битка, вступающий в игру партнер принимает сложившуюся на столе позицию.

Распространенный вариант. В упрощенном варианте «Бортового пула» игроки указывают только шар и лузу, но не порядок касания и количество бортов. Удары от бортов не обязательно должны быть «чистыми». Таким образом, в упрощенном варианте не действуют правило № 2, а также правило № 1 в части порядка касания и количества бортов.

В ОДНУ ЛУЗУ

При игре «В одну лузу» засчитываются шары, забитые лишь в две угловые лузы. Можно наносить удар по любому шару, при этом заказ не требуется. Необходимо лишь, чтобы шар упал в свою «прицельную» лузу. Игра требует выполнения самых разнообразных ударов, контроля битка, хорошей кладки, терпения и правильной защитной стратегии.

Количество игроков. Двое или две команды.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида. Все шары располагаются в произвольном порядке.

Цель игры. Первым забить восемь шаров в свою прицельную лузу.

Выбор прицельных луз. Перед выполнением начального удара игрок выбирает одну из угловых луз у заднего борта в качестве своей прицельной лузы. Оставшаяся угловая луза достается его сопернику.

Ведение счета. Засчитывается каждый шар, правильно забитый играющим в свою прицельную лузу. Шар, упавший в противоположную прицельную лузу, присуждается сопернику. При совершении нарушения серия играющего заканчивается и все забитые с нарушениями шары не засчитываются. Кроме того, на игрока, допустившего нарушение, налагается штраф в размере одного шара.

Разбитие. Разбивающий должен либо (1) правильно забить шар в свою прицельную лузу, либо (2) после касания пирамиды довести до борта биток и по крайней мере один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

Правила игры:

1. При выполнении правильного удара необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

2. Шар, правильно забитый в свою прицельную лузу, дает право играющему продолжить свою серию. Игрок может наносить удар по любому прицельному шару на свой выбор, и если при этом не нарушены правила, то любой шар, упавший в свою прицельную лузу, засчитывается.

3. Шары, забитые в оставшиеся четыре неприцельные лузы, рассматриваются как неправильно забитые шары.

4. Шары, забитые не в свою прицельную лузу, присуждаются сопернику даже в том случае, если при ударе совершено какое-либо нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или вылетом битка за борт. Однако если шары падают в обе прицельные лузы, то игрок продолжает свою серию, при этом все правильно забитые шары присуждаются, соответственно, и тому и другому партнеру. Если вместе с присужденными общее количество шаров на счету играющего достигает восьми, то партия заканчивается в его пользу.

5. Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения битка в лузу) все прицельные шары находятся в доме, то по усмотрению играющего ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если два шара и более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то выставляется шар с наибольшим номером.

6. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение в партии.

Неправильно забитые шары. Все выставляются.

Особое правило выставления шаров. Если шары падают в неприцельную лузу (или вылетают за борт), то их выставление задерживается до тех пор, пока игрок не закончит свою серию. Если игрок правильно забивает последний из оставшихся на столе шаров, то все неправильно забитые ранее прицельные шары выставляются и игрок продолжает свою серию.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Соперник играет с руки из-за передней линии.

Наказание за нарушения. За каждый объявленный ему фол игрок выставляет один из ранее забитых шаров. Если же игрок до совершения нарушения не забил ни одного шара, то он выставляет их после первой результативной серии. При совершении какого-либо нарушения, не сопровождающегося выскакиванием за борт или падением битка в лузу, вступающий в игру партнер принимает сложившуюся на столе позицию.

Три последовательных нарушения. Игроку, совершившему три нарушения подряд при трех последовательных подходах к столу, засчитывается поражение.

Очередность разбития. В последующих партиях разбивает проигравший.

ПРОСТО ПУЛ

В игре «Просто пул» шары забиваются по заказу, так же как и в «14.1 с продолжением», а в целом она напоминает игру в «Пятнадцать» без учета стоимости шаров. «Просто пул» особенно удобен для игры смешанными командами, с участием как начинающих, так и более опытных игроков.

Количество игроков. Двое или две команды.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с произвольным расположением шаров.

Цель игры. Первым забить восемь шаров.

Ведение счета. Засчитывается каждый правильно забитый шар.

Разбитие. Разбивающий должен (1) забить в лузу какой-либо прицельный шар (при этом заказ не требуется) или (2) после касания пирамиды довести до борта биток и по крайней мере два прицельных шара.

Нарушение указанных требований рассматривается как неправильное разбитие, после чего соперник может принять позицию на столе и нанести удар или потребовать, чтобы после расстановки шаров заново его партнер произвел разбитие повторно в соответствии с правилами.

Все шары, забитые при правильном разбитии, засчитываются, и игрок продолжает свою серию.

Правила игры:

1. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию. Игрок может наносить удар по любому шару, предварительно объявив заказ по принципу шар—луза.

2. При выполнении всех ударов после разбития необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром либо (1) какой-либо прицельный шар упал в лузу, либо (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. Если игрок выполняет удар с руки из-за передней линии, то по его усмотрению ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если два шара и более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Соперник играет с руки из-за передней линии.

Наказание за нарушения. За каждое нарушение (фол) выставляется один из ранее забитых шаров. Если же игрок до совершения нарушения не забил ни одного шара, то он выставляет их после первой результативной серии. После совершения нарушения, не сопровождавшегося выскакиванием за борт или падением битка в лузу, вступающий в игру партнер принимает сложившуюся на столе позицию.

БОУЛЬЯРД

Тип игры «Боульярд» представляет собой лузную бильярдную игру, в которой используется тот же принцип набора очков, что и в боулинге. Это одна из немногих игр, которая может быть с успехом использована в качестве тренировочного упражнения без партнеров, так как в ней, так же как и в боулинге, существует максимально возможное число набранных очков, к которому следует стремиться. Периодически играя в «Боульярд», можно легко оценить уровень своей игры.

Количество игроков. Любое число.

Используемые шары. Любые десять прицельных шаров плюс биток.

Расстановка шаров. Треугольная пирамида (ряды 1 — 2—3—4) с вершиной на задней отметке.

Цель игры. Набрать в десяти сериях большее количество очков, чем соперник (соперники). При игре в одиночку — набрать максимально возможные 300 очков в десяти сериях («пирамидах»).

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар независимо от номера засчитывается одно очко. Приведенный ниже в «Правилах игры» порядок ведения счета полностью соответствует принципам начисления очков за сбитые кегли при игре в боулинг.

Разбитие. Перед началом каждой серии («пирамиды») игрок производит свободное разбитие (при этом не налагается никаких требований к доведению шаров до борта, и кроме того, не штрафуется выскакивание за борт и падение битка в лузу). Все шары, забитые при разбитии, выставляются, после чего игрок начинает свою серию ударом с руки из дома. (Свободное разбитие производится перед началом каждой серии.)

Правила игры:

1. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию до тех пор, пока он либо не сможет забить в лузу заказанный шар, либо наберет максимально возможное для одной серии («пирамиды») количество очков (10). Игрок может наносить удар по любому шару на свой выбор, однако перед этим он должен заказать как прицельный шар, так и лузу.

2. На то, чтобы забить все 10 шаров каждой «пирамиды», игроку дается две попытки. Если игрок с первой попытки кладет все 10 шаров подряд, то он премируется так же, как и за «страйк» в боулинге, то есть помимо 10 очков получает еще право на две «призовые пирамиды». Если с первой попытки это сделать не удается, то играющий немедленно приступает ко второй попытке. Если при этом он забивает все оставшиеся на столе шары, то помимо 10 очков, как за «спэр» в боулинге, получает право на одну «призовую пирамиду». Если же в двух попытках игроку не удается положить все 10 шаров, то серия заканчивается.

3. Если участники набирают одинаковое суммарное количество очков, то игра продолжается до первой неничейной серии.

Неправильно забитые шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Если это происходит при выполнении первой попытки какой-либо серии, то игрок приступает ко второй попытке ударом с руки из-за передней линии.

Штрафы за нарушения. За каждое нарушение вычитается одно очко. Если нарушение совершено в первой попытке, то игрок приступает ко второй ударом с руки из-за передней линии.

КОВБОЙ

«Ковбой» сочетает элементы карамболя и лузного бильярда. Правила игры очень необычны: последним ударом биток сыгрывается в лузу карамболем от единицы.

Количество игроков. Любое число.

Используемые шары. Единица, тройка, пятерка плюс биток.

Расстановка шаров. Единица ставится на переднюю, тройка — на заднюю, а пятерка — на центральную отметку.

Цель игры. Первым набрать 101 очко.

Ведение счета. Первые девяносто очков (но не более) можно набрать любым из нижеследующих способов:

1) забив в лузу какой-либо из прицельных шаров: количество набранных при этом очков совпадает с номером шара;

2) сыграв карамболем по двум прицельным шарам — одно очко;

3) сыграв карамболем по трем прицельным шарам — два очка.

Очки от 91 до 100 (включительно) можно набирать, лишь выполняя карамболи вторым или третьим способами (см. выше).

Победное 101-е очко можно набрать, лишь сыграв би-тек карамболем от единицы в заказанную лузу, при этом биток до падения в лузу не должен коснуться никакого другого прицельного шара.

Если игрок при выполнении одного удара использует несколько способов набора очков, то отдельные результаты суммируются. Таким образом, за один удар можно набрать максимум 11 очков.

Начальный удар. Начинающий игру с руки из дома должен нанести удар таким образом, чтобы вначале биток коснулся тройки. В противном случае соперник имеет право либо (1) потребовать повторения начального удара, либо (2) выполнить его сам.

Правила игры:

1. Любой правильный результативный удар дает играющему право продолжить свою серию.

2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после касания битком прицельного шара либо биток, либо один из прицельных шаров дошел до борта. В противном случае объявляется фол.

3. После завершения любого удара все забитые прицельные шары выставляются на те же исходные позиции, что и в начале игры. Если соответствующая отметка занята, то шар остается вне игры до тех пор, пока она не освободится. Однако если в игру вступает игрок, набравший 100 очков, а место единицы занято, то все шары расставляют заново, так же как и в начале игры, после чего он играет с руки из-за передней линии.

4. При подходе к рубежу 90 очков игрок должен выполнить такой удар, чтобы достичь в точности этой суммы. Если же он превысит 90 очков, то ему объявляется фол.

5. При наборе очков от 91 до 100 (с помощью одних лишь карамбольных ударов) падение в лузу какого-либо прицельного шара рассматривается как нарушение и наказывается фолом.

6. Если удар выполняет игрок, набравший 100 очков, то наказывается фолом падение битка в незаказанную лузу, непопадание по единице и задевание битком любого другого прицельного шара.

7. Падение битка в лузу не считается нарушением лишь при правильном выполнении последнего удара, приносящего победное 101-е очко.

8. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение в партии.

Неправильно забитые шары. Все выставляются согласно правилу игры № 3 (см. выше), при этом штраф не налагается. Исключение составляют случаи, оговоренные правилами игры № 4 и № 5.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру партнер играет с руки из-за передней линии.

Штрафы за нарушения. Очки не вычитаются, однако серия играющего заканчивается, и все набранные в такой серии очки не засчитываются. Если нарушение не сопровождалось выскакиванием за борт или падением в лузу битка, то вступающий в игру партнер принимает сложившуюся на столе позицию.

КРИБИДЖ

Название данной игры объясняется тем, что игрок может набирать очки, лишь забив подряд два шара, номера которых в сумме составляют пятнадцать. Нечто подобное имеет место и в популярной карточной игре «Крибидж». «Крибидж» представляет собой по существу сочетание игры со свободным заказом и игры с заданным порядком кладки шаров. Однако она имеет свои отличительные особенности и очень занимательна.

Количество игроков. Двое.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с пятнадцатым шаром в центре. Особенность состоит в том, что по углам нельзя располагать шары, номера которых в сумме составляют пятнадцать. Остальные шары располагаются произвольно.

Цель игры. Первым набрать пять очков («крибид-жей») из восьми возможных.

Определение «крибиджа». «Крибидж» представляет собой пару правильно забитых прицельных шаров, номера которых в сумме составляют пятнадцать. Имеется семь обычных «крибиджей»: 1 — 14, 2 — 13, 3 — 12, 4 — 11, 5 — 10,6 — 9и7 — 8. Никакая другая комбинация шаров не составляет «крибидж», однако когда все семь обычных «крибиджей» правильно сыграны, пятнадцатый шар сам по себе становится правильным «крибиджем».

Ведение счета. За каждый правильно сыгранный «крибидж» играющему присуждается одно очко.

Разбитие. При выполнении разбития необходимо, чтобы после касания пирамиды дошел до борта биток и по крайней мере два прицельных шара. В противном случае разбитие считается неправильным, и соперник имеет право (1) потребовать, чтобы нарушитель произвел повторное разбитие, или (2) произвести разбитие сам.

При разбитии объявлять заказ не требуется, при этом все забитые шары остаются за играющим, и он может продолжить свою серию. Начинающий игру производит, как правило, открытое разбитие.

Правила игры:

1. «Крибидж» считается правильно сыгранным, если оба шара забиты в одной и той же серии. Если игрок правильно забивает какой-либо один прицельный шар, то при своем следующем ударе он должен забить в лузу соответствующий дополнительный (парный) прицельный шар. В противном случае объявляется фол.

2. После правильно сыгранного «крибиджа» игрок продолжает свою серию, пытаясь при этом сыграть еще один или несколько «крибиджей».

3. Если игрок, начиная свою серию, одним ударом забивает два шара и более (не составляющих «крибидж»), то при своем следующем ударе он может забить любой из соответствующих дополнительных шаров на свой выбор. Однако после этого он должен последовательно забить все оставшиеся дополнительные шары. В противном случае объявляется фол. Если же вместе с правильно забитым дополнительным шаром в лузу при том же ударе падают какие-либо другие прицельные шары, то все они остаются за играющим, после чего он должен один за другим в любом порядке сыграть все начатые «крибиджи», забив соответствующие дополнительные шары. В противном случае объявляется фол, при этом все забитые шары, не составляющие «крибидж», выставляются.

4. Если игрок правильно забил один шар, однако в дальнейшем при выполнении своей серии у стола не смог правильно завершить «крибидж», забив соответствующий дополнительный шар, то такой одиночный шар выставляется.

5. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром либо (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

6. Игроку, нарушившему правила три раза подряд, засчитывается поражение в партии.

7. Если пятнадцатый шар падает в лузу до того, как правильно сыграны все обычные «крибиджи», то он считается неправильно сыгранным и выставляется сразу же после завершения соответствующего удара (но не серии), при этом штраф не налагается.

8. Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) все прицельные шары оказываются в доме, то по усмотрению играющего ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Соперник играет с руки из-за передней линии.

Штрафы за нарушения. Серия заканчивается. Очки («крибиджи») не вычитаются. Исключение составляет случай, подпадающий под п. 6. «Правил игры» (см. выше). Вступающий в игру партнер имеет право либо (1) принять позицию на столе и выполнить удар, либо (2) произвести удар с руки из-за передней линии.

СОРВИГОЛОВА

Очень популярная в Америке игра «Сорвиголова» является скорее развлечением, нежели серьезной тренировочной игрой. Она доставляет большое удовольствие играющим, скоротечна и очень проста. Это идеальная игра для нечетного числа участников.

Количество игроков. Трое или пятеро.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, шаром № 6 в одном углу и шаром № 11 — в другом. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

Распределение шаров по группам. При игре втроем первому игроку достается группа шаров 1 — 5, второму 6 — 10, третьему 11 — 15. При игре впятером первый игрок получает шары группы 1 — 3, второй 4 — 6, третий 7 — 9, четвертый 10 — 12 и пятый 13 — 15.

Цель игры. Правильно забивая в лузы шары своих соперников, сохранить на столе только лишь шары (или шар) своей группы.

Ведение счета. За забитые шары очки не присуждаются. Побеждает игрок, сохранивший на столе хотя бы один шар своей группы, в то время как правильно забиты все без исключения шары его соперников.

Разбитие. Вступающий в игру первым должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру вторым может (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) после установки шаров заново произвести разбитие сам. Все забитые при разбитии шары остаются в лузах.

Правила игры:

1. При выполнении правильного удара биток должен коснуться вначале прицельного шара соперника. Кроме того, необходимо, чтобы после этого (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, или (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. Невыполнение указанных требований влечет за собой фол. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. Если игрок при неправильном ударе забивает шары своих соперников, то они выставляются. Если же при неправильном ударе падает шар своей группы, то он остается в лузе. Если игрок так или иначе забивает в лузу последний шар своей группы, то он выбывает из игры (см. также правило игры № 3).

3. Если правильно забит последний шар одного из играющих, то он выбывает из игры либо до конца партии, либо до того момента, когда один из оставшихся в игре соперников не совершит какого-либо нарушения правил. После этого на стол выставляют по одному шару каждого из остальных участников, и все выбывшие из игры ранее вновь вступают в игру согласно принятой в данной партии очередности нанесения ударов.

4. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) все шары соперников оказываются в доме, то по усмотрению играющего ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

5. Если играется несколько партий, то партнеры производят удары в том же порядке, в каком они выбывали из игры в предыдущей партии. (Разбивает игрок, выбывший первым; победитель производит удар последним; остальные — в порядке выбывания.)

Неправильно забитые прицельные шары. Шары соперников выставляются, а шары играющего остаются в лузах, при этом штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. См. «Неправильно забитые прицельные шары».

Выскакивание за борт или падение в лузу битка.

Вступающий в игру партнер играет с руки из дома.

Штрафы за нарушения. Серия играющего заканчивается, и, кроме этого, выставляются по одному из ранее забитых шаров каждого соперника, при этом выбывшие из игры партнеры вновь вступают в игру. Если же при совершении нарушения все шары одного из остальных участников в полном составе остались на игровой поверхности стола, то такое нарушение никак не отражается на его игровой ситуации.

ПЯТНАДЦАТЬ

Игра в «Пятнадцать», хотя и не предусматривает объявления заказных шаров и луз, предоставляет тем не менее широкие возможности для выбора наиболее результативного удара, так как ведение счета в ней, так же как и при игре в «Ротацию», основано на порядковом номере забитого шара. Она вполне пригодна для совершенствования мастерства как начинающих игроков, так и игроков среднего уровня.

Количество играющих. Два и более.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с пятнадцатым шаром спереди на задней отметке. Остальные шары не имеют строго определенных позиций, однако их номера должны уменьшаться по мере удаления от вершины пирамиды к заднему борту.

Цель игры. Набрать большее суммарное количество очков, чем соперник (соперники).

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар присуждаются очки, число которых совпадает с его порядковым номером. Если один из игроков набирает такое суммарное количество очков, что его соперник (соперники) уже не может его догнать (при игре вдвоем — 61 очко), то игра заканчивается. Если же два игрока и более набирают одинаковое количество очков, то победа присуждается забившему последний прицельный шар.

Разбитие. При выполнении разбития необходимо, чтобы (1) один из шаров упал в лузу (при этом объявлять заказ не требуется) или (2) после касания пирамиды биток и по крайней мере два прицельных шара дошли до борта. В противном случае вступающий в игру партнер имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, или (2) после установки шаров заново произвести разбитие сам, или (3) потребовать, чтобы предыдущий игрок, нарушивший указанные выше требования, произвел разбитие повторно.

Правила игры:

1. Любой правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. При выполнении всех ударов после разбития необходимо, чтобы после касания битком прицельного шара либо (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) все прицельные шары оказываются в доме, по усмотрению играющего ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру партнер играет с руки из дома.

Штрафы за нарушения. За каждый фол со счета нарушителя списывается три очка. После нарушения, не сопровождавшегося вылетом за борт или падением в лузу битка, вступающий в игру партнер принимает сложившуюся на столе позицию.

СОРОК ОДНО

«Сорок одно» представляет собой необычную и увлекательную игру, которую с успехом можно использовать в качестве развлечения, а также в тех случаях, когда собираются вместе игроки самого различного уровня. Поскольку ни один из участников не знает номер «горошины» своего соперника (соперников), то использовать защитную тактику весьма затруднительно. Кроме того, правила игры разработаны таким образом, что шансы всех партнеров в значительной степени уравниваются.

Количество игроков. От двух до пятнадцати (хотя, как правило, предпочитают играть втроем, вчетвером или впятером).

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток. Кроме того, используется набор из пятнадцати занумерованных «горошин» (шариков), а также непрозрачный пластиковый сосуд для их перемешивания.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с произвольным расположением шаров.

Присвоение личных номеров. После того как шары расставлены, но игра еще не началась, каждый из участников достает из сосуда одну из «горошин» с номером от единицы до пятнадцати. Номер «горошины» является личным номером участника и держится в секрете.

Цель игры. Набрать такое количество очков, которое вместе с личным номером в сумме составит в точности сорок одно очко.

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар присуждаются очки, число которых совпадает с его порядковым номером.

Разбитие. Вступающий в игру первым должен произвести открытое разбитие. Забивать при этом какой-либо прицельный шар в лузу необязательно, однако нарушение требований, предъявляемых к открытому разбитию, влечет за собой фол.

Правила игры:

1. Любой шар, забитый при правильном ударе, засчитывается. Игрок может наносить удар по любому шару, при этом не требуется заказывать прицельный шар, лузу или вид удара.

2. При каждом подходе к столу игрок имеет право произвести лишь один удар (независимо от его результата).

3. Неправильно забитый шар наказывается фолом и не засчитывается.

4. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после касания битком прицельного шара либо (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

5. Если при выполнении удара с руки из дома (например, при падении в лузу битка) все шары оказываются в доме, то ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

6. Если один из участников набрал в точности сорок одно очко, то он должен до нанесения соперником очередного удара незамедлительно объявить о своей победе, представив в качестве подтверждения свою «горошину». В противном случае он должен сделать это после того, как до него снова дойдет очередь произвести удар. Если же за это время какой-либо другой участник наберет в точ-

ности сорок одно очко и надлежащим образом заявит об этом, то именно ему присуждается победа в партии.

7. Если игрок набирает больше чем сорок одно очко, то он должен сразу же (до нанесения соперником очередного удара) заявить о «переборе». Все забитые им ранее шары выставляются, после чего он при желании может получить новую «горошину» и продолжить игру. Если же игрок своевременно не объявил о «переборе», то он дисквалифицируется до конца партии. При игре вдвоем победа в этом случае автоматически присуждается сопернику.

8. Если на столе не остается ни одного шара и при этом ни один из участников не набрал в точности сорок одно очко, то победа присуждается игроку, набравшему наибольшее количество очков. Если же два игрока или более набирают одинаковое количество очков, то партия признается ничейной.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, при этом штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру партнер играет с руки из-за передней линии.

Штрафы за нарушения. За каждый фол игрок выставляет один из ранее забитых им шаров. Если же до совершения нарушения игрок не забил ни одного шара, то штраф за такое нарушение не налагается.

НЕПРЕРЫВНЫЙ ПУЛ

«Непрерывный пул» является предшественником игры в «14.1 с продолжением». Правила этой игры гораздо проще. После того как пятнадцатый шар оказывается в лузе, пирамида устанавливается заново и партия продолжается. Именно так играли в пул в начале века.

Количество игроков. Двое.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с вершиной на задней отметке, единицей справа и пятеркой слева. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

Цель игры. Первым набрать заранее заданное суммарное количество очков, как правило, 150.

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар играющему присуждается одно очко.

Разбитие. Игрок, выполняющий разбитие, должен либо забить в лузу заказанный шар, либо довести до борта по крайней мере два прицельных шара. В противном случае он наказывается двумя штрафными очками. Вступающий в игру соперник может принять сложившуюся на столе позицию и произвести удар или потребовать, чтобы нарушитель произвел повторное разбитие в соответствии с указанными требованиями. Каждое последующее неправильное разбитие также наказывается двумя штрафными очками.

Правила игры:

1. Каждый правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию. Игрок может наносить удар по любому шару на свой выбор, предварительно заказав прицельный шар и лузу, в которую он будет сыгран. Указывать какие-либо другие подробности не требуется.

2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. При желании игрок может объявить отыгрыш. Отыгрыш должен быть выполнен в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к правильному удару. После этого серия играющего заканчивается, а забитые при отыгрыше шары выставляются и не засчитываются.

4. После того как забит последний, пятнадцатый шар, пирамида устанавливается заново, и играющий производит удар с того места, на котором остановился биток в результате его предыдущего удара.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру соперник играет с руки из дома.

Штрафы за нарушения. За каждый фол с текущего счета нарушителя списывается одно штрафное очко, за исключением случая, когда нарушение явилось третьим подряд (см. раздел «Три нарушения подряд»). Во всех случаях, когда нарушение не являлось третьим подряд и не сопровождалось вылетом за борт или падением в лузу битка, вступающий в игру соперник принимает сложившуюся на столе позицию.

Три нарушения подряд. Если игрок совершает три нарушения подряд, то он наказывается одним штрафным очком за каждый фол, и, кроме того, с его счета списывается дополнительно пятнадцать очков. После этого шары расставляют заново, и нарушитель производит разбитие в соответствии со всеми указанными выше требованиями.

МИСТЕР И МИССИС

Игра «Мистер и миссис» соединяет в себе элементы «Ротации» и «Просто пула». Ее правила строго дифференцированы для участников с существенно различным уровнем игровой подготовки.

Количество игроков. От двух до шести.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой справа, тройкой слева и пятнадцатым шаром в центре. Все остальные шары располагаются в произвольном порядке.

Цель игры. Набрать большее, чем соперник (соперники), суммарное количество очков.

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар присуждаются очки, число которых равно его номеру. Как только один из участников набирает такое суммарное количество очков, что его соперники уже не могут его догнать (при игре вдвоем — 61 очко), то игра заканчивается. Если два или более участников набирают одинаковое количество очков, то победа в партии присуждается игроку, правильно забившему последний прицельный шар.

Разбитие. При разбитии биток должен коснуться вначале единицы. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) потребовать, чтобы после расстановки шаров заново нарушитель произвел повторное разбитие.

Правила игры:

1. Любой правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. Если удар производит более опытный игрок, то биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером. После этого необходимо, чтобы либо (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. Менее опытный участник может наносить удар по любому шару на свой выбор, независимо от его номера. Ему не нужно заказывать шар, лузу или вид удара. Любой правильно забитый им шар засчитывается.

4. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение. Если в игре принимает участие более двух человек, то все шары, забитые дисквалифицированным игроком, остаются в лузах.

5. Если более опытный участник играет с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) и при этом шар с наименьшим номером оказывается в доме, то он может быть выставлен на заднюю отметку.

6. Если удар с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) выполняет менее опытный игрок и при этом все прицельные шары оказываются в доме, то по его усмотрению ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру соперник играет с руки из дома.

Штрафы за нарушения. Очки не вычитаются. После нарушения, не сопровождавшегося вылетом за борт или падением в лузу битка, вступающий в игру соперник принимает сложившуюся на столе позицию. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение в партии.

НЕЧЕТ

Описанная ниже разновидность «Нечета» представляет собой одну из наиболее интересных командных игр в пул. Основанная на правилах игры в «Ротацию», она отличается, однако, особой методикой ведения счета. Четыре игрока различного уровня разбиваются на две команды таким образом, чтобы максимально уравнять шансы обеих сторон. При желании в нее можно играть и один на один.

Количество игроков. Четверо, по два в каждой команде. (При желании количество игроков может быть увеличено, однако лучше всего играть двое надвое.)

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу, тройкой в левом и пятнадцатым шаром в центре. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

Цель игры. Первыми набрать 21 очко.

Ведение счета. За каждый правильно забитый нечетный шар команде присуждается одно очко, а зачетный — ноль очков. Кроме того, два дополнительных очка присуждаются команде, набравшей при розыгрыше одной пирамиды 61 очко и более, при этом суммируются номера всех правильно забитых шаров (четных и нечетных). (Если обе команды набирают по 60 очков, то каждой присуждается по одному дополнительному очку.) Таким образом в каждой «пирамиде» разыгрывается до десяти очков. После розыгрыша каждой пирамиды в протоколе фиксируется текущий счет. Партия (до 21 очка) заканчивается после розыгрыша трех—пяти пирамид. Команде, первой набравшей 21 очко, присуждается победа в партии.

Разбитие. Участник, вступающий в игру первым, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1) потребовать, чтобы после расстановки шаров заново предыдущий игрок произвел разбитие повторно, или (2) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, или (3) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам. Приведенные требования к разбитию вступают всилу каждый раз, когда в ходе партии на стол выставляется новая пирамида. 

Правила игры:

1. Каждый правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего должен (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. Игрок, правильно забивший прицельный шар, обязан произвести следующий удар. Отыгрыш с последующим выставлением шаров не допускается.

4. Если при розыгрыше «пирамиды» одна из команд набрала 61 очко или более (то есть получила право на дополнительные два очка), а на столе остались одни лишь четные шары, то розыгрыш заканчивается; при этом считается, что игрок, забивший в лузу последний, «результативный» шар, забил и все остальные «нулевые» шары.

5. Каждую последующую «пирамиду» разбивает игрок, забивший последний шар при розыгрыше предыдущей «пирамиды».

6. В ходе партии очередность нанесения ударов остается неизменной.

7. Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) прицельный шар с наименьшим номером оказывается в доме, то по усмотрению играющего он может быть выставлен на заднюю отметку.

8. Если игрок совершает три нарушения подряд, то его команде засчитывается поражение.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка.

Вступающий в игру соперник играет с руки из дома.

Штрафы за нарушения. Очки не вычитаются. Вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) потребовать, чтобы удар из той же позиции произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар производится с руки из дома). Если игрок совершает третье нарушение подряд, то вступает в силу правило игры № 8.

ЕДИНИЦА ПЛЮС ДЕВЯТКА

«Единица плюс девятка» представляет собой по существу командный вариант «Ротации», при котором составы команд определяются по ходу игры. Необходимость в этом возникает в тех случаях, когда участники не желают образовывать устойчивые пары от одной партии к другой. Это способствует более интересному и непредсказуемому развитию событий в игре.

Количество игроков. Четверо.

Определение состава команд. Четыре участника разбиваются на две команды в ходе партии следующим образом. Игрок, правильно забивший единицу, автоматически становится партнером игрока, правильно забившего девятку. Если же девятку забивает тот же самый игрок, который забил единицу, то его партнером становится игрок, забивший десятку; если ситуация повторяется, то забивший шар № 11, и т.д. Если все тот же игрок забивает все шары от № 9 до № 15, то его партнером становится игрок, забивший восьмерку; а если ситуация повторяется, то игрок, забивший семерку, и т.д.

Если один и тот же игрок забивает все пятнадцать шаров, то он становится единоличным победителем, в то время как все остальные участники проигрывают как единая команда из трех человек.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу, тройкой в левом и девяткой в центре. Остальные шары располагают в произвольном порядке.

Цель игры. Набрать большее суммарное число очков, чем противоположная команда (как минимум 61 очко).

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар присуждаются очки, число которых равно его номеру. Игра заканчивается, когда одна из команд набирает в сумме 61 очко или более. Если обе команды набирают по 60 очков, то победа присуждается команде, игрок которой забил последний прицельный шар.

Разбитие. Участник, вступающий в игру первым, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1) произвести удар с руки из дома, оставив прицельные шары в том же положении, или (2) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам.

Правила игры:

1. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего должен (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. Игрок, правильно забивший прицельный шар, обязан произвести следующий удар. Он не имеет права объявить отыгрыш с последующим выставлением забитого шара.

4. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) шар с наименьшим номером оказывается в доме, то по усмотрению играющего он может быть выставлен на заднюю отметку.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру соперник играет с руки из дома.

Штрафы за нарушения. Очки не вычитаются. Вступающий в игру участник имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) потребовать, чтобы удар из той же позиции произвел нарушитель. Если члены одной команды совершают три нарушения подряд, то команде засчитывается поражение в партии.

ЕДИНИЦА

«Единица» представляет собой единственную в своем роде лузную бильярдную игру, в которой результативным является лишь один шар из всей пирамиды.

Количество игроков. Двое.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с вершиной на задней отметке и единицей в центре. Остальные шары располагаются произвольно.

Цель игры. Правильным ударом забить единицу.

Ведение счета. За забитые прицельные шары очки не засчитываются. Победа присуждается игроку, правильно забившему единицу.

Разбитие. Участник, вступающий в игру первым, должен (1) положить в заранее заказанную лузу какой-либо прицельный шар (его номер заказывать не требуется) или (2) после соприкосновения битка с пирамидой довести до борта биток и по крайней мере два прицельных шара. Нарушение этих требований рассматривается как неправильное разбитие, после чего соперник имеет право либо (а) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (б) потребовать, чтобы после расстановки шаров заново нарушитель произвел повторное разбитие. Так продолжается до тех пор, пока либо разбитие будет выполнено правильно, либо соперник примет сложившуюся позицию. Если участник, вступающий в игру первым, совершает три неправильных разбития подряд, то ему засчитывается поражение в партии. 

Правила игры:

1. Каждый правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. Правильно забитым считается любой шар, кроме единицы (см. ниже), упавший после удара в заказанную лузу. При объявлении заказа не требуется указывать не только номер шара, но и такие подробности, как комбинации, касания, карамболи (все это допускается).

3. Прежде чем произвести разбитие, участник, вступающий в игру первым, должен объявить, какую из двух средних луз он выбрал в качестве «прицельной» для единицы. Соответственно, сопернику в качестве «прицельной» для единицы достается противоположная средняя луза.

4. Единица считается забитой правильно, если игрок, во-первых, заказал единицу в качестве своего прицельного шара и, во-вторых, сыграл ее в свою прицельную лузу.

5. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

6. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) все прицельные шары оказываются в доме, то ближайший к передней линии прицельный шар по усмотрению играющего может быть

выставлен на заднюю отметку. Если два шара и более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру соперник играет с руки из-за передней линии.

Штрафы за нарушения. Очки не вычитаются. После нарушения, не сопровождавшегося вылетом за борт или падением в лузу битка, соперник принимает сложившуюся на столе позицию. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение.

ГОРОШИНА

«Горошина» рассчитана на любителей пула, предпочитающих такую групповую игру, в которой каждый участник играет индивидуально и в которой, кроме того, присутствует элемент везения (не столько в самой игре, сколько при розыгрыше «горошин»). В ней, кроме того, в значительной степени уравниваются шансы игроков самого различного уровня.

Количество игроков. Двое и больше, однако лучше всего играть вчетвером, впятером или вшестером.

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток. Кроме того, используется набор из пятнадцати занумерованных «горошин» (шариков) и непрозрачный сосуд для их перемешивания.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу и тройкой в левом. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

Розыгрыш личных номеров. После того как шары расставлены, но игра еще не началась, каждый участник извлекает из сосуда одну «горошину». Номер «горошины» является личным номером участника и сохраняется в секрете.

Цель игры. Правильно забить прицельный шар, номер которого совпадает с личным номером участника.

Ведение счета. За забитые шары очки не присуждаются. Побеждает игрок, правильно забивший прицельный шар, номер которого совпадает с его личным номером.

(Вариант. Игрок, правильно забивший свой прицельный шар, получает по два очка от каждого из своих соперников. Если же «собственный» прицельный шар кого-либо из игроков забит не им, то игрок, забивший данный шар, получает одно очко, а игрок, чей шар забит в лузу, теряет одно очко. Участники, чьи прицельные шары забиты другими, продолжают наносить удары в порядке принятой очередности. Однако если игрок до начала нанесения следующего удара не объявит о том, что его собственный шар забит другим, то он дисквалифицируется до конца партии, а игрок, забивший его прицельный шар, получает не одно, а два очка. Если ни одному из участников не удалось забить свой прицельный шар, то партия заканчивается сразу после того, как последний «собственный» шар оказывается в лузе. В следующей партии очки удваиваются, а разбитие в ней производит игрок, забивший последний «собственный» шар в предыдущей партии.)

Разбитие. Участник, вступающий в игру первым, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1), приняв сложившуюся на столе позицию, выполнить удар с руки из дома или (2) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам.

Правила игры:

1. Правильно забитый прицельный шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего должен (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. Игрок, правильно забивший прицельный шар в лузу, обязан нанести следующий удар. Он не имеет права объявлять отыгрыш с последующим выставлением забитого шара.

4. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) прицельный шар с наименьшим номером оказывается в доме, то по усмотрению играющего он может быть выставлен на заднюю отметку.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Вступающий в игру соперник играет с руки из-за передней линии.

Штрафы за нарушения. Очки не вычитаются. Вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать, чтобы удар из той же позиции произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар выполняется с руки из-за передней линии).

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru