3W.SU
Секреты бильярда

Секреты бильярда

АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА

Предлагаемая читателю азбука — это не просто словарь бильярдных терминов. По существу это — краткий справочник, отражающий технику и тактику многих современных бильярдных игр, а также современные правила, современное оборудование и аксессуары. Азбука содержит единую систему понятий и определений с подробными комментариями и пояснениями, а в ряде случаев и практическими советами, предназначенными прежде всего для начинающих и любителей. Однако в целом она ориентирована на самые различные категории читателей.

К составлению азбуки автора буквально вынудил ряд объективных причин. Во-первых, выяснилось, что бильярдных понятий и терминов катастрофически не хватает. Во-вторых, оказалось, что даже в рамках существующих бильярдных терминов царит полнейшая неразбериха. Одни и те же понятия до сих пор называются по-разному, а одним и тем же терминам придается разный смысл. Для одних понятий имеют хождение несколько зачастую устаревших терминов, а для многих других нет даже подходящих названий. Профессиональные бильярдисты говорят между собой на только им одним понятном языке, а то и вовсе на разных языках. Каково же в такой ситуации новичкам и любителям и о какой методологии может идти речь.

При составлении азбуки автор отказался от многих устаревших терминов, не используемых в бильярдной практике, но кочующих на протяжении последних ста лет из одного издания в другое (например, штосе, биллияит.п.). После долгих сомнений, раздумий и колебаний автор решил отказаться и от заимствованного у Лемана термина клапштос (по-немецки klappstoss — хлопающий удар, «хлопушка»), который встречается практически во всех отечественных изданиях на бильярдную тему и даже окрещен кое-кем основным ударом бильярда. И дело вовсе не в том, что это — неудачный и неуклюжий иностранный термин, который мы без особой необходимости переписываем из литературы прошлого века. Тут дело не в названии. Говори хоть «бамбарбия» и даже «киргуду», но при соблюдении как минимум одного из двух условий — единое понимание и (или) отсутствие русского аналога. (Этим условиям удовлетворяет, в частности, оставленный автором французский термин «массе», который, кстати, является международным.) К сожалению, в случае с клапштосом нет ни того ни другого. Известны по крайней мере три трактовки этого термина.

Клапштос, по Леману, трактуется как сильный удар в центр битка, сообщающий ему лишь скользящее поступательное движение (без вращения). В таком случае это — нонсенс, так как даже при сильном ЦЕНТРАЛЬНОМ УДАРЕ за счет трения о сукно уже через 30—50 см начинается сначала небольшая, а затем все более сильная раскрутка битка, переводящая в конечном счете скольжение в естественное качение. Удар в центр битка действительно рекомендуется как основной для начинающих на стадии отработки ударно-махового движения и прицела. Однако этот удар вовсе не обязательно должен быть сильным (« хлопающим »).

Клапштос трактуется некоторыми авторами как лобовой удар с остановкой битка (Леман так и пишет: «Шар... взвился как молния и замер на дивном клапштосе».). В таком случае это — удар с остановкой или просто ОСТАНОВКА (в американской бильярдной литературе такой удар так и называется — stop shot). Причем остановка и центральный удар (и даже удар чуть ниже центра битка) — это далеко не одно и то же. Очень многие профессионалы для остановки используют мягкий удар под самый низ битка. В то же время сильный центральный удар зачастую используется, допустим, в «Американке» при прямом ударе по лузе с небольшой прокаткой битка вперед. Впрочем, имеет право на жизнь и остановка на тихой подкатке.

И наконец, в просторечии «клапштос» часто трактуется в буквальном смысле как «хлопушка», то есть пушечный удар по лузе. Игроков, сотрясающих бильярдный стол неконтролируемыми «хлопштосами», давно уже прозвали «хлопушечниками», однако не они делают погоду в современном бильярде. (К сожалению, привычка не просто забивать, а вколачивать шары в лузы проистекает прежде всего от игры на русском столе плохого качества с неприемными лузами и неупругими бортами. К счастью, в настоящее время многие фирмы наладили производство качественных русских столов, но это отдельная тема.) Таким образом, вместо «клапштоса» в зависимости от контекста рекомендуется использовать два различных термина — «центральный удар» и «остановка».

Что же касается провозглашения клапштоса основным ударом в бильярде, то, не говоря уже о том, что возможность произвести прямой удар по лузе возникает далеко не так часто, как бы нам этого хотелось, необходимо подчеркнуть следующее. СОВРЕМЕННЫЙ ЛУЗНЫЙ БИЛЬЯРД — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА. Поэтому игровая техника — это главным образом техника контроля и управления битком. С этой точки зрения ни один конкретный (пусть даже хорошо отработанный) удар или технический прием никак не может быть основным. ОСНОВНОЙ УДАР В СОВРЕМЕННОМ ЛУЗНОМ БИЛЬЯРДЕ — ЭТО УДАР, ВЫТЕКАЮЩИЙ ИЗ ОЦЕНКИ ПОЗИЦИИ. Позиция, и только позиция определяет выбор тактического и технического приема, силы и способа нанесения удара по битку.

Наряду с отказом от многих устаревших и утративших смысл привлечен целый ряд современных международных терминов, относящихся прежде всего к пулу и снукеру (игра с руки, очередной шар, открытый стол, кластер, бегущий винт и др.).

В азбуке нашел также отражение и сложившийся лексикон русского бильярда. Автор, однако, не счел возможным давать бессодержательные определения типа «про-пих — один из запрещенных ударов» или «перескок — один из особых ударов». А также образные определения в духе Лемана: «Маска — когда за одним шаром не видно другого». Практически все, даже хорошо известные термины по возможности строго и подробно пояснены. При этом автор старался кратко осветить механику явлений, их физический смысл. Особое внимание уделено роли трения о сукно и характеру соударения битка с прицельным шаром. В связи с этим некоторым понятиям из современной игровой практики (накат, остановка, оттяжка и др.) придана несколько иная трактовка. При этом автор старался разграничить не только понятия «центральный удар» и «остановка», но и «нижняя подкрутка» и «оттяжка», «верхняя подкрутка» и «накат». Целый ряд понятий и терминов (плоское соударение, угол расхождения, раскрутка битка, естественный и скользящий накат, жесткий удар и др.) введен и определен впервые. Кроме того, впервые описан бортовой эффект, правильный перескок, правило плоского соударения, этапы ударно-махового движения и многое другое.

Следует подчеркнуть, что предлагаемая «Азбука современного бильярда» не претендует на освещение всех нюансов. В ней, однако, названы и пояснены практически все основные технические и тактические приемы. В том числе и хорошо известные из игровой практики, но не упоминавшиеся до настоящего времени в бильярдной литературе элементы позиционной игры (например, наигрыш, подбивка, удар по отыгрышу, маска со сторожем и др.). Это обстоятельство особенно важно для начинающих бильярдистов, желающих играть всерьез. Надеемся, что она будет полезна и более опытным мастерам, а также спортивным судьям и тренерам.

АБРИКОЛЬ — см. УДАР ОТ БОРТА.

АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ — неотъемлемая составная часть УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см.). Амортизация позволяет смягчить удар, предотвратить преждевременный отрыв битка от наклейки под действием пиковой ударной силы. Она обеспечивает устойчивое направление разгона и сопровождения битка, а также плавность и целостность всего ударно-махового движения.

АРАМИТ — современный композиционный материал для бильярдных шаров. Арамитовые шары в настоящее время получили наиболее широкое распространение во всех разновидностях бильярдных игр.

БАЛКА (снукер) — пространство между передним бортом и ЛИНИЕЙ БАЛКИ (см. рис. 51).

БЕГУЩИЙ ВИНТ — разновидность БОКОВИКА (см. также ОБРАТНЫЙ ВИНТ). Используется прежде всего для расширения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ битка от борта при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта. Битку при этом придают боковое вращение в таком направлении, чтобы он за счет трения о бортовое сукно получил

ускоряющий, «попутный» импульс, увеличивающий продольную составляющую скорости (см. рис. 1). Попутный импульс тем больше, чем сильнее вращение и трение о борт. Соответственно, тем больше угол отражения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Угол отражения, так же как и для зеркала, отсчитывается от перпендикуляра. Поэтому угол между направлением движения отраженного битка и бортом становится, наоборот, уже.

abc_book-1.jpg

Рис. 1. БЕГУЩИЙ ВИНТ. Отражение от борта.

Описанный эффект широко используется в русском бильярде при СЫГРЫВАНИИ БИТКА под углом к лузе, когда биток перед падением неизбежно задевает одну из губок. Такой прием носит название ВВИНЧИВАНИЕ БИТКА. Чтобы произошло ввинчивание, биток должен получить при взаимодействии с губкой попутный импульс, направленный внутрь лузы (см. рис. 2). Классическим примером ввинчивания является пуск ВОЛЧКА вдоль борта в угловую лузу (см. рис. 11). Таким образом, ВВИНЧИВАНИЕ — ЭТО ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ ЗА СЧЕТ БЕГУЩЕГО ВИНТА. Характер промежуточного соударения

abc_book-2.jpg

Рис. 2. БЕГУЩИЙ ВИНТ. Ввинчивание битка.

битка с прицельным шаром может быть различным. Это может быть соударение с бегущим или ОБРАТНЫМ ВИНТОМ (см.). Все зависит от позиции. В любом случае после соударения биток сохраняет приданное направление бокового вращения.

Особенности соударения с БЕГУЩИМ ВИНТОМ обусловлены небольшим ускоряющим попутным импульсом

abc_book-3.jpg

Рис. 3. БЕГУЩИЙ ВИНТ. Соударение с прицельным шаром.

в направлении касательной к точке соударения (см. рис. 3). Трение между шарами относительно невелико, поэтому перечисленные ниже эффекты проявляются в гораздо меньшей степени, чем бортовые, однако их необходимо учитывать при выполнении многих ударов:

1. Бегущий винт расширяет УГОЛ ПРОКАТКИ при ЕСТЕСТВЕННОМ и СКОЛЬЗЯЩЕМ НАКАТЕ.

2. Бегущий винт увеличивает протяженность ОСТАТОЧНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ и уменьшает крутизну дуги (см. рис. 29) при скользящих ударах.

3. Бегущий винт расширяет УГОЛ ОТКАТА при выполнении ОТТЯЖКИ.

Некоторые типичные примеры использования бегущего винта в пуле и русском бильярде показаны на рис. 4—9. При выполнении выходов и отыгрышей необходимо учитывать, что бегущий винт увеличивает РАЗМЕР УДАРА. Его применяют, кроме того, для компенсации БОРТОВОГО ЭФФЕКТА при использовании БРИЛЛИАНТОВОЙ СИСТЕМЫ.

abc_book-4.jpg

Рис. 4. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Девятка»). Сыгрывание единицы с выходом под двойку в обход тройки и четверки.

abc_book-5.jpg

Рис. 5. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Восьмерка»). Выход из маски с сыгрыванием восьмерки от трех бортов по бриллиантовой системе с компенсирующим бегущим винтом.

abc_book-6.jpg

Рис. 6. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Русская пирамида»). Удар по отыгрышу с уводом битка за шары.

abc_book-7.jpg

Рмс. 7. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Московская пирамида»). Сыгрывание битка по отыгрышу в среднюю лузу.

abc_book-8.jpg

Рис. 8. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Московская пирамида»). Отыгрыш правым боковиком.

abc_book-9.jpg

Рис. 9. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Московская пирамида»). Отыгрыш оттяжкой с правым боковиком.

Название «бегущий винт» (в американской бильярдной литературе — running english) связано тем, что биток, пущенный с бегущим винтом вокруг стола, при каждом новом соударении с бортом за счет трения о бортовое сукно приобретает дополнительное боковое вращение. Происходит БОРТОВАЯ РАСКРУТКА (см.) битка.

БИЛЬЯРДНЫЙ МЕЛ — специальная абразивная субстанция, спрессованная в форме кубика стандартного размера и используемая для намеливания наклейки кия с целью увеличить ее трение о поверхность битка при нанесении удара. Намеливание позволяет увеличить продолжительность контакта кия с битком, придать битку подкрутку и предотвратить КИКС при выполнении удара в удаленные от центра участки битка.

БИЛЬЯРДНАЯ ПЕРЧАТКА — один из бильярдных аксессуаров, предназначенный для облегчения скольжения ДРЕВКА КИЯ по руке (КИСТЕВОМУ УПОРУ). Изготавливается, как правило, из шелковых и синтетических волокон и надевается на большой, указательный и средний пальцы. В настоящее время получает все большее распространение среди мастеров и любителей.

БИТОК — ненумерованный шар, по которому наносят удары НАКЛЕЙКОЙ КИЯ в процессе игры. В пуле, снукере и карамболе используется биток белого цвета. В русском бильярде биток может быть темно-красным или желтым или же иметь особую разметку.

БЛИЗКОСТОЯЩИЕ ШАРЫ — позиция, когда биток и прицельный шар отстоят друг от друга на расстояние, не превышающее размера стандартного бильярдного мелка (или иное оговоренное правилами расстояние). При ударе по близкостоящему прицельному шару действуют особые правила. При этом неправильный удар по близ-костоящим шарам в русском бильярде рассматривается как ПРОПИХ, а в пуле — как ДВОЙНОЙ УДАР.

БОКОВИК — децентрированный удар с боковой под-круткой битка. Он используется прежде всего с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта (см. «Основы техники»). Для расширения углов используется боковик с БЕГУЩИМ ВИНТОМ, для сужения — боковик с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Боковик относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком. Используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке» (см. рис. 4—9, 23—26).

БОРТОВАЯ РАСКРУТКА — приобретение битком, пущенным под углом к борту, бокового вращения за счет трения о бортовое сукно. Этот эффект заложен в любую бриллиантовую систему (см. БЕГУЩИЙ ВИНТ).

БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ — эффект сужения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ шара от борта с увеличением силы удара. Объясняется тем, что при более глубоком «вминании» шара в большей степени проявляется эффект гашения продольной составляющей скорости за счет трения о бортовое сукно, в то время как поперечная изменяет направление на противоположное, почти не изменяясь по величине. Бортовой эффект необходимо учитывать при выполнении дуплетов (см. рис. 10). При ударе от борта битку придают иногда компенсирующую боковую подкрутку, так называемый БЕГУЩИЙ ВИНТ.

abc_book-10.jpg

Рис 10. БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ.

БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА — способ расчета ударов от бортов с помощью вкрапленных в поручни особых отметок — «бриллиантов». Широко используется в трех-бортном карамболе (см. рис. 54), а также в пуле, когда невозможен ПРЯМОЙ УДАР по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) шару (см. рис. 5). Бриллиантовая система построена в расчете только на умеренно слабое естественное качение битка, обеспечивающее естественные углы отражения от борта. С увеличением силы удара начинает сказываться БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ. Для его компенсации используют БЕГУЩИЙ ВИНТ.

ВВИНЧИВАНИЕ БИТКА — один из приемов сыгрыва-ния битка в лузу (см. БЕГУЩИЙ ВИНТ).

ВЕРШИНА ПИРАМИДЫ — передний шар пирамиды, расположенный на задней отметке.

ВОЛЧОК (рус.) — биток с приданным ему чрезвычайно сильным боковым вращением вокруг вертикальной оси и относительно медленным поступательным движением в сторону лузы. Волчок представляет собой результат сочетания сильной боковой подкрутки битка с сильным ЛОБОВЫМ СОУДАРЕНИЕМ битка и прицельного шара. Он используется главным образом при СЫГРЫ-ВАНИИ БИТКА в «Московской пирамиде», и прежде всего в тех случаях, когда позиция позволяет пустить волчок вдоль борта в угловую лузу (см. рис. 11). Запуск волчка в заданном направлении — технический прием высшей категории сложности, осваивать который лучше всего под руководством опытного наставника. (Некоторые бильярдисты в указанном узком смысле используют термин «винт», однако на практике ему придается иной, более общий смысл.)

abc_book-11.jpg

Рис. 11. ВОЛЧОК.

ВЫСКОЧИВШИЙ ШАР — шар, оказавшийся после завершения удара вне игровой поверхности стола и луз.

ВЫСТАВЛЕНИЕ — специально оговоренная в правилах каждой конкретной игры процедура возвращения на игровую поверхность стола выскочивших и неправильно забитых прицельных шаров.

ВЫХОД — результативный ПОЗИЦИОННЫЙ УДАР, когда биток, направив в лузу один прицельный шар, выходит на позицию, удобную для сыгрывания в лузу следующего (см. рис. 4, 16, 17, 18, 23, 27, 30). Выход является наиболее эффективным способом ведения игры. Он играет ключевую роль в пуле, снукере и «Американке», где успех приносят не забитые поодиночке шары, а СЕРИИ (см. «Основы техники и тактики»).

ГУБА — скошенная часть УПРУГОГО БОРТА, расположенная в створе лузы.

ДВОЙНОЙ УДАР — запрещенный удар, при котором наклейка кия касается битка дважды. Наиболее часто двойной удар происходит при игре по БЛИЗКОСТОЯЩЕ-МУ прицельному шару.

ДЕЦЕНТРИРОВАННЫЙ УДАР — удар кием в сторону от центра шара — выше, ниже, левее, правее и т.п. Де-центрированный удар наносится с целью придания битку ПОДКРУТКИ (см.).

ДОВЕДЕНИЕ ДО БОРТА (пул) — требование при любом ударе, не сопровождающемся падением в лузу прицельного шара, довести до борта какой-либо шар после соударения (первого касания) битка с ОЧЕРЕДНЫМ (ЛЕГАЛЬНЫМ) прицельным шаром.

ДОМ — часть игровой поверхности стола между ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИЕЙ и ПЕРЕДНИМ БОРТОМ.

ДРЕВКО КИЯ — передняя часть кия, к которой прикрепляется наклейка. В сборном кие — часть кия от наклейки до винтового соединения.

ДУПЛЕТ — удар, при котором прицельный шар сначала ударяется об один из бортов, а затем падает в лузу (см. рис. 10). Дуплет не следует путать с УДАРОМ ОТ БОРТА.

ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ — движение шара по игровой поверхности стола без проскальзывания. Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением (см. ЕСТЕСТВЕННЫЙ НАКАТ). При естественном качении скорость точки соприкосновения с сукном равна нулю, поэтому линейная (периферийная) скорость вращения в точности равна скорости поступательного движения. Естественное качение обеспечивает так называемые естественные УГЛЫ ПРОКАТКИ (см. рис. 15) при выполнении удара на резке, а также естественные углы отражения от бортов при условии компенсации БОРТОВОГО ЭФФЕКТА. Поступательное движение любого скользящего шара (см. СКОЛЬЖЕНИЕ) в конечном счете переходит в естественное качение до полной остановки. Естественное качение следует отличать от скольжения шара с сохранением приданного верхнего вращения (см. СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ).

ЕСТЕСТВЕННЫЙ НАКАТ — разновидность наката (см. НАКАТ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ).

ЖЕСТКАЯ ОСТАНОВКА — разновидность ОСТАНОВКИ битка (см.).

ЖЕСТКИЙ УДАР — удар с плохой амортизацией отдачи, практически без сопровождения битка. Жесткий удар не обеспечивает ни контролируемой силы, ни заданной точности, ни передачи битку заданного вращения. Жесткость удара прежде всего связана с чрезмерным сжатием кия и напряжением кистевого сустава.

ЖЕСТКИЙ ПЛОСКИЙ УДАР — разновидность ПЛОСКОГО УДАРА (см.)

ЗАБИТЫЙ ШАР — см. СЫГРАННЫЙ ШАР.

ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА — остановка на игровой поверхности стола всех приведенных в движение, в том числе вращающихся на месте, шаров.

ЗАВИСШИЙ ШАР — шар, остановившийся после завершения удара в створе лузы в положении неустойчивого равновесия.

ЗАДНЯЯ ЛИНИЯ — линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

ЗАДНЯЯ ОТМЕТКА — точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

ЗАКАЗ — требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он будет сыгран. Различают строгий заказ (например, при игре в «Русскую пирамиду»), который необходимо объявлять перед каждым, даже самым простым и очевидным ударом по лузе, и джентльменский заказ (например, при игре в «Восьмерку»), когда очевидные для судьи и соперника шары можно не заказывать, однако судья или соперник вправе до удара уточнить заказ.

ЗАКАЗНАЯ ЛУЗА — объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен забить прицельный шар.

ЗАКАЗНОЙ ШАР — объявляемый в заказе прицельный шар, который играющий собирается положить в заказанную лузу.

ЗАКРЫТЫЙ УПОР — один из вариантов КИСТЕВОГО УПОРА (см. «Основы техники»). Он используется обычно в тех случаях, когда необходимо нанести удар с сильной подкруткой битка.

ИГРА С РУКИ (пул) — нанесение удара битком с любого места на игровой поверхности стола после нарушения соперником правил игры.

ИГРА С РУКИ ИЗ ДОМА — нанесение удара битком с любого места в доме. Правила выполнения этого удара в пуле и русском бильярде отличаются (см. правила).

ИГРА С РУКИ ИЗ СЕКТОРА (снукер) — нанесение удара битком с любого места в СЕКТОРЕ, включая его границу, по любому очередному шару.

ИГРОВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ СТОЛА — покрытая сукном плоская поверхность бильярдного стола между упругими бортами.

ИГРОВАЯ СТОЙКА — положение корпуса, ног и рук играющего при выполнении удара (см. «Основы техники»).

ИГРОВОЙ ПОДХОД — вступление в игру одного из соперников.

КАРАМБОЛЬ 1) разновидность безлузного бильярда; 2) удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой. В одноименной разновидности безлузного бильярда карамболь представляет собой РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР, дающий право на продолжение своей серии. Во многих лузных бильярдных играх карамболь широко используется как тактический прием (см., например, ПОДБИВКА). Особую роль играет карамболь при игре в «Девятку», когда биток направляет в лузу девятку, коснувшись ОЧЕРЕДНОГО прицельного шара (см. рис. 12). При выполнении карамболя используют самые разнообразные способы управления битком.

КИЙ — бильярдная принадлежность, используемая для нанесения удара по битку. Каждому классу бильяр-

abc_book-12.jpg

Рис. 12. КАРАМБОЛЬ («Девятка»). Сыгрывание девятки карамболем от единицы.

дных игр соответствует свои, вполне определенный тип кия надлежащего размера и веса. Различают кии для пула, снукера, русского бильярда и др.

КИКС — неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка. Для предотвращения кикса наклейку кия следует тщательно мелить специальным БИЛЬЯРДНЫМ МЕЛОМ. Это особенно важно при выполнении ДЕЦЕНТРИРОВАННЫХ УДАРОВ с приданием битку ПОДКРУТКИ.

КИСТЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ — сопровождающее движение кисти при подкрутке битка.

КИСТЕВОЙ УПОР — постановка руки, поддерживающей и направляющей древко кия при выполнении удара (см. «Основы техники»).

КЛАДКА — способность игрока наносить результативные прицельные удары по лузе. Кладка — важнейший технический элемент любой лузной игры. Однако она становится грозным оружием лишь в сочетании с КОНТРОЛЕМ БИТКА и опытом ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Сама по себе даже хорошая кладка далеко не всегда приносит успех в серьезном поединке. Начинающий игрок, делающий ставку только на кладку, как правило, проигрывает более опытному позиционному игроку.

КЛАСТЕР (пул) — скопление двух и более шаров, ни один из которых не играется в лузу напрямую. Наличие кластеров оказывает определяющее влияние на тактику и ход игры в «Восьмерку» (см. рис. 32).

КОМБИНАЦИОННЫЙ УДАР — удар, предусматривающий промежуточное соударение битка или играемого шара с другим прицельным шаром.

КОНТРТУШ — нежелательное повторное соударение битка с прицельным шаром. Особенно часто происходит в случае, когда прицельный шар находится недалеко от борта. О возможности контртуша следует всегда помнить при подготовке очередного удара.

КОНТРОЛЬ БИТКА — умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола после завершения удара. Наряду с техническими приемами УПРАВЛЕНИЯ битком составляет основу основ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Контроль битка необходим при выполнении любого позиционного удара, будь то выход или отыгрыш. По существу, тот, кто контролирует биток, контролирует всю игру. Об этом следует постоянно помнить начинающему бильярдисту. Для контроля битка используется широкий арсенал технических приемов, однако самое главное — умение контролировать СИЛУ и, соответственно, РАЗМЕР УДАРА.

КОНТРОЛЬ ПРИЦЕЛЬНОГО ШАРА — умение остановить прицельный шар в заданной точке игровой поверхности стола. Наряду с контролем битка контроль прицельного шара необходим при выполнении большинства позиционных ударов. Он особенно важен при НАИГРЫШЕ, ПОДБИВКЕ, постановке МАСКИ и СТОРОЖА. Правила отыгрыша многих бильярдных игр («Американка», «Восьмерка», «Девятка» и др.) требуют в ряде случаев доведения прицельного шара до борта. Контроль прицельного шара основан на правильной резке и умении регулировать силу удара с учетом раската.

ЛЕГАЛЬНЫЙ ШАР — см. ОЧЕРЕДНОЙ ШАР.

ЛИНИЯ БАЛКИ (снукер) — прямая, параллельная переднему борту и отстоящая от него на 1/5 длины стола (см. рис. 51).

ЛИНИЯ ВОЗВРАТА ШАРОВ (пул) — часть продольной линии стола от задней отметки до заднего борта, на которую выставляются выскочившие прицельные шары.

ЛИНИЯ ДОМА — см. ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ.

ЛИНИЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ — прямая линия, соединяющая центр битка с ТОЧКОЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ (см. рис. 39). Устойчивое направление движения кия строго вдоль линии прицеливания — залог ТОЧНОСТИ УДАРА.

ЛИНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ — прямая, проходящая через точку прицеливания, параллельно касательной к точке соударения (см. рис. 29).

ЛОБОВОЕ СОУДАРЕНИЕ — соударение битка с прицельным шаром при лобовом ударе, когда ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ совпадает с центром прицельного шара. При лобовом соударении вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. Однако оставшаяся к моменту соударения энергия вращения в основном сохраняется. Лобовое соударение играет важнейшую роль при выполнении целого ряда технических приемов (НАКАТ, ОСТАНОВКА, ОТТЯЖКА, ВОЛЧОК и др.).

ЛОБОВОЙ УДАР — удар битком по прицельному шару не на резке («в лоб»). Лобовой удар не следует путать с ПРЯМЫМ УДАРОМ.

МАСКА — позиция, когда один или несколько прицельных шаров мешают произвести ПРЯМОЙ УДАР по конкретному прицельному шару с сохранением прямолинейности траектории движения битка. Постановка масок —один из распространенных способов ведения позиционной игры практически во всех разновидностях бильярда, но особенно велика его роль в пуле и снукере, когда маскируют ОЧЕРЕДНОЙ (ЛЕГАЛЬНЫЙ) прицельный шар или шары. Умение поставить маску и выйти из маски необходимо любому серьезному игроку (см. рис. 5, 13, 14, 37, 38).

abc_book-13.jpg

Рис. 13. МАСКА. Постановка маски в «Восьмерке».

МАССЕ — особая категория ударов по битку наклоненным или вертикально поднятым кием. Эти удары — французского происхождения и заимствованы из карамболя. Для них характерно чрезвычайно сильное горизонтально ориентированное вращение с длительной пробуксовкой при относительно малой доле приданного поступательного движения. По существу, это горизонтальный волчок. В пуле массе часто используют для выхода из маски. При этом по битку наносится сильный, но мягкий децентри-рованный удар под углом примерно в 70 градусов с чрезвычайно сильной боковой подкруткой. При ударе в правую половину шара биток под действием ударной силы вначале резко отклоняется вперед и влево, а затем за счет сильного вращения с пробуксовкой уходит вправо, огибая при этом маскирующий прицельный шар или шары. При выполнении массе особенно важно обеспечить надежный контакт наклейки с битком и устойчивое направление движения кия. Возможность применения массе во многом зависит от качества бильярдного стола и прежде всего сукна. Далеко не каждый бильярдный стол позволяет выполнить массе и тем более проконтролировать траекторию движения битка. Выяснять этот вопрос необходимо до игры. Массе относится к ударам высшей категории сложности, и осваивать его практически рекомендуется под руководством опытного тренера.

МАШИНКА — бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по отдаленному битку.

МЯГКИЙ УДАР — удар с хорошей АМОРТИЗАЦИЕЙ ОТДАЧИ. Только на мягком, хорошо самортизированном ударе можно обеспечить устойчивое направление разгона и сопровождения, то есть точность удара. Мягкость удара обеспечивается легкостью хватки кия и расслаблением кистевого сустава (запястья) соразмерно силе удара.

МЯГКАЯ ОСТАНОВКА — разновидность ОСТАНОВКИ битка (см.).

НАИГРЫШ — разновидность ПОЗИЦИОННОГО УДАРА, в результате которого один или несколько прицельных шаров перемещаются в более удобное для играющего игровое положение с точки зрения дальнейшего развития партии. Наигрыш представляет собой один из основных приемов ведения ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Он широко используется практически во всех бильярдных играх. Наигрыш может сочетаться как с результативным ударом по лузе (см. ПОДБИВКА), что позволяет продолжить свою серию у стола в более выгодной позиции, так и с ОТЫГРЫШЕМ. При выполнении наигрыша важен контроль как битка, так и прицельного шара (см. рис. 14).

abc_book-14.jpg

Рис. 14. НАИГРЫШ («Восьмерка»). Наигрыш последнего -шара своей группы с маскировкой восьмерки.

НАКАТ — удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное верхнее вращение. Наряду с ОСТАНОВКОЙ и ОТТЯЖКОЙ накат — один из основных технических приемов КОНТРОЛЯ и УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ (см. «Основы техники»). Он используется в самых различных игровых ситуациях. В зависимости от характера соударения следует различать ЕСТЕСТВЕННЫЙ и СКОЛЬЗЯЩИЙ накат (см. рис. 15).

При ЕСТЕСТВЕННОМ накате биток вплоть до соударения сохраняет естественное качение. При тихом естественном лобовом накате биток продолжает качение в том же направлении практически без задержки. При выполнении удара на резке такой накат обеспечивает так называемые естественные УГЛЫ ПРОКАТКИ. Естественный накат технически несложен, и начинающие зачастую строят на этом ударе всю игру.

abc_book-15.jpg

Рис. 15. НАКАТ. Естественный и скользящий накат.

При СКОЛЬЗЯЩЕМ накате биток вплоть до соударения сохраняет скольжение с верхним вращением (приданным при ударе или приобретенным за счет РАСКРУТКИ). В отличие от естественного скользящий накат допускает самое различное сочетание энергии поступательного и вращательного движения. Можно, допустим, выполнить сильный лобовой удар с незначительной прокаткой битка вперед. При скользящем лобовом накате с сохранением сильного верхнего вращения биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично прокатывается вперед. По мере увеличения резки биток отражается от прицельного шара по явно выраженной выпуклой дуге (см. рис. 15 и 29), что часто используется при СЫГРЫВАНИИ БИТКА в «Американке» и «Московскойпирамиде». Сильный скользящий накат особенно при большом удалении от прицельного шара представляет собой технически гораздо более сложный удар. Он применяется в пуле и снукере при выполнении сложных выходов, когда биток, направив прицельный шар в лузу, прокатывается вперед, отражаясь, как правило, от двух и более бортов. Некоторые типовые примеры использования наката в пуле и русском бильярде представлены на рис. 16—20.

abc_book-16.jpg

Рис. 16. НАКАТ («Восьмерка»). Лобовой накат с выходом под восьмерку.

abc_book-17.jpg

Рис. 17. НАКАТ («Девятка»). Выход под восьмерку в обход девятки с использованием естественного угла прокатки.

abc_book-18.jpg

Рис. 18. НАКАТ («Девятка»). Сильный скользящий накат с отражением от трех бортов и выходом под девятку.

abc_book-19.jpg

Рис. 19. НАКАТ («Московская пирамида»). Сыгрывание битка по отыгрышу на естественном накате (резка в полшара).

abc_book-20.jpg

Рис. 20. НАКАТ («Московская пирамида»). Сыгрывание битка на скользящем накате.

НАКЛЕЙКА КИЯ — приклеенный к торцу древка кия кусочек специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении удара. В настоящее время наклейки наряду с другими аксессуарами выпускаются многими специализированными фирмами. Диаметр наклейки варьируется в пределах 11 — 14 мм в зависимости от типа кия и разновидности игры.

НАЧАЛО УДАРА — момент соприкосновения наклейки кия с битком.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР — специально оговоренная правилами процедура введения битка в игру (см. правила конкретных игр).

НЕПРАВИЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ (пул) — нарушение специальных требований, относящихся лишь к выполнению начального удара (разбития) в конкретных лузных бильярдных играх, предусматривающих падение в лузу одного или доведение до борта оговоренного количества шаров.

ОБРАТНЫЙ ВИНТ — разновидность БОКОВИКА (см. также БЕГУЩИЙ ВИНТ). Используется прежде всего для сужения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ битка от борта при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта. Битку при этом придают боковое вращение в таком направлении, чтобы он за счет трения о бортовое сукно получил тормозящий, «встречный» импульс, гасящий продольную составляющей скорости (см. рис. 21). Встречный импульс тем больше, чем сильнее вращение и трение о борт. Соответственно, тем уже угол отражения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Угол отражения, так же как и для зеркала, отсчитывается от перпендикуляра. Поэтому угол между направлением движения отраженного битка и бортом становится, наоборот, шире.

Сильный обратный винт может не только уменьшить, но и изменить угол отражения битка от борта на противоположный по знаку (отсюда и его название).

abc_book-21.jpg

Рис. 21. ОБРАТНЫЙ ВИНТ. Отражение от борта.

Обратный винт широко используется также в русском бильярде при СЫГРЫВАНИИ БИТКА под углом к лузе, когда биток перед падением неизбежно задевает одну из губок. При этом в подавляющем большинстве случаев для ВВИНЧИВАНИЯ БИТКА в лузу за счет БЕГУЩЕГО ВИНТА промежуточное соударение битка с прицельным шаром должно произойти с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Именно к этому игровому решению приводит большинство реальных позиций. В любом случае после соударения биток сохраняет приданное направление бокового вращения. Трение между шарами может лишь слегка притормозить его.

Особенности соударения с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ обусловлены небольшим тормозящим встречным импульсом в направлении касательной к точке соударения (см. рис. 22). Трение между шарами относительно

abc_book-22.jpg

Рис. 22. ОБРАТНЫЙ ВИНТ. Соударение с прицельным шаром.

невелико, поэтому перечисленные ниже эффекты проявляются в гораздо меньшей степени, чем бортовые, однако их необходимо учитывать при выполнении многих ударов:

1. Обратный винт сужает УГОЛ ПРОКАТКИ при ЕСТЕСТВЕННОМ и СКОЛЬЗЯЩЕМ НАКАТЕ.

2. Обратный винт уменьшает протяженность ОСТАТОЧНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ и увеличивает крутизну дуги (см. рис. 29) при скользящих ударах.

3. Обратный винт сужает УГОЛ ОТКАТА при выполнении ОТТЯЖКИ.

Некоторые типичные примеры использования обратного винта в пуле и русском бильярде показаны на рис. 23—26. При выполнении выходов и отыгрышей необходимо учитывать, что обратный винт уменьшает РАЗМЕР УДАРА.

abc_book-23.jpg

Рис 23 ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Восьмерка») Сыгрываниг тройки с проводкой битка между шарами и выходом под восьмерку

abc_book-24.jpg

Рис 24 ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Восьмерка») Сыгрывание восьмерки ударом от борта с обратным винтом

abc_book-25.jpg

Рис. 25 ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Американка») Сыгрывание битка скользящим накатом с обратным винтом

abc_book-26.jpg

Рис. 26. ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Русская пирамида»). Отыгрыш левым боковиком с наигрышем семерки.

ОСТАНОВКА (битка) — один из основных технических приемов КОНТРОЛЯ БИТКА (см. также ПЛОСКИЙ УДАР). При его правильном выполнении биток останавливается сразу же после ЛОБОВОГО СОУДАРЕНИЯ с прицельным шаром. Для остановки необходимо, чтобы соударение было ПЛОСКИМ, то есть биток к моменту соударения сохранял лишь скользящее поступательное движение без верхнего, нижнего или бокового вращения. Следует различать ЖЕСТКУЮ и МЯГКУЮ остановку.

При жесткой остановке наносится сильный удар чуть ниже центра битка почти без нижней подкрутки в расчете на то, что за счет силы удара биток не успеет раскрутиться о сукно и вплоть до соударения сохранит скользящее поступательное движение. В русском бильярде жесткая остановка, как правило, используется при сильном прямом ударе в угловую лузу.

При выполнении мягкой остановки по битку наносится практически такой же удар, как и при оттяжке (с нижней подкруткой). Силу удара, однако, рассчитывают таким образом, чтобы за счет трения о сукно биток утратил приданное ему нижнее вращение к моменту соударения с прицельным шаром, не раньше и не позже. Как правило, профессиональные игроки предпочитают мягкую остановку ударом под самый низ битка. Ее называют также остановкой на ПОЛЗУНКЕ, так как ей предшествует сильное торможение битка. Особой разновидностью остановки является ОСТАНОВКА НА ПОДКАТКЕ (см.).

Наряду с НАКАТОМ и ОТТЯЖКОЙ остановка является одним из основных технических элементов любой бильярдной игры (см. «Основы техники»). Она используется как при выходе, так и при отыгрыше, когда необходимо поставить биток на место прицельного шара (рис. 27—28).

abc_book-27.jpg

Рис. 27. ОСТАНОВКА («Восьмерка»). Сыгрывание тройки с остановкой и выходом под четверку.

abc_book-28.jpg

Рис. 28. ОСТАНОВКА («Русская пирамида»). Отыгрыш остановкой с постановкой битка на короткий борт,.

ОСТАНОВКА НА ПОДКАТКЕ — остановка битка на тихом естественном лобовом накате, когда все поступательное движение передается прицельному шару, а оставшееся у битка вращение гасится за счет трения между шарами. Будучи наиболее простым способом остановки битка, часто используется в практической игре.

ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ — СКОЛЬЖЕНИЕ битка после соударения с прицельным шаром при выполнении СКОЛЬЗЯЩЕГО УДАРА на резке. Остаточное скольжение всегда происходит в направлении ЛИНИИ СКОЛЬЖЕНИЯ, то есть в направлении касательной к точке соударения (см. рис. 29). При ПЛОСКОМ УДАРЕ биток продолжает прямолинейное движение строго вдоль линии скольжения. При СКОЛЬЗЯЩЕМ НАКАТЕ биток сохраняет остаточное верхнее вращение под углом к линии скольжения. В результате поперечной пробуксовки траектория искривляется и биток движется по выпуклой дуге. За счет трения о сукно движение неизбежно переходит в естественное качение вперед — ПРОКАТКУ. Механизм искривления тра-

ектории при ОТТЯЖКЕ тот же самый. За счет сочетания остаточного скольжения с остаточным нижним вращением биток движется вначале по вогнутой дуге, после чего движение переходит в естественное качение назад — ОТКАТ.

abc_book-29.jpg

Рис. 29. ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ.

ОТДАЧА — обратное воздействие битка на кий при выполнении удара в полном соответствии с третьим законом Ньютона. Применительно к бильярдной игре его можно сформулировать так: сила воздействия кия на биток равна силе воздействия битка на кий. При выполнении сильного, но ЖЕСТКОГО УДАРА отдача через кий передается крепко сжимающей его руке. От этого дергается локоть, плечо. В итоге страдает точность.

ОТКАТ — естественное качение битка назад за счет остаточного нижнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении ОТТЯЖКИ. Контролируемый откат является необходимым условием выхода и отыгрыша (см. также УГОЛ ОТКАТА).

ОТКРЫТОЕ РАЗБИТИЕ (пул) — специальное требование, относящееся лишь к начальному удару (разбитию) и предусматривающее обязательное доведение до борта как минимум четырех прицельных шаров или падение хотя бы одного в лузу.

ОТКРЫТЫЙ СТОЛ («Восьмерка») — начальная стадия игры в «Восьмерку», когда еще не выбраны группы шаров (сплошные или полосатые). При открытом столе действуют особые правила (см. Правила игр).

ОТКРЫТЫЙ УПОР — наиболее простой и распространенный способ постановки руки (см. «Основы техники»). Используется прежде всего в тех случаях, когда требуется нанести удар без сильной подкрутки битка, а также при нанесении удара по отдаленным шарам.

ОТТЯЖКА — удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное нижнее вращение. Наряду с НАКАТОМ и ОСТАНОВКОЙ ОТТЯЖКА — один из основных технических приемов КОНТРОЛЯ и УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ (см. «Основы техники»). При выполнении оттяжки важно не допустить преждевременной РАСКРУТКИ БИТКА. При сильной лобовой оттяжке биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично откатывается назад. По мере увеличения резки биток отражается от прицельного шара по явно выраженной вогнутой дуге (рис. 29). Оттяжка широко используется при выполнении самых различных выходов и отыгрышей, а также при СЫГРЫВАНИИ БИТКА в «Московской пирамиде», реже — в «Американке» (см. рис. 30—31).

abc_book-30.jpg

Рис. 30. ОТТЯЖКА («Восьмерка»). Сыгрывание двойки с выходом под восьмерку в угол.

abc_book-31.jpg

Рис. 31. ОТТЯЖКА («Московская пирамида»). Сыгрывание битка по отыгрышу оттяжкой в угол.

ОТЫГРЫШ — позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар. Отыгрыш может быть пассивным (вынужденным) и активным. Активный отыгрыш, как правило, сочетают с другими тактическими приемами, например, НАИГРЫШЕМ или постановкой МАСКИ (рис. 14). При этом используют различные технические приемы КОНТРОЛЯ БИТКА и ПРИЦЕЛЬНОГО ШАРА. Правила отыгрыша в различных бильярдных играх существенно отличаются. Например, при игре в «Восьмерку» можно из тактических соображений, объявив до удара отыгрыш, забить очевидный прицельный шар и передать удар сопернику. Смысл, однако, тот же — оставить сопернику невыгодную для него позицию.

ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ — важнейший элемент ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Она предусматривает принятие того или иного игрового решения с учетом положения всех шаров на игровой поверхности стола. Оценивая позицию, необходимо прежде всего определить, в каком месте следует остановить («поставить») биток после завершения удара (см. КОНТРОЛЬ БИТКА).

ОЧЕРЕДНОЙ ШАР (пул, снукер) — прицельный шар, с которым в соответствии с правилами игры должно состояться первое соударение (касание) битка. В указанном смысле используется также и более общий термин — ЛЕГАЛЬНЫЙ ШАР, например, шар своей группы при игре в «Восьмерку».

ПАРТИОННЫЙ ШАР («Русская пирамида») — прицельный шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

ПАТОВАЯ ПОЗИЦИЯ («Восьмерка», «Русская пирамида») — позиция, когда нанесение любого удара каждым из соперников приводит к неминуемому поражению в партии (см. Правила игр).

ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ — линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту. Передняя линия не является частью дома. Если центр шара располагается в точности на передней линии, то считается, что он находится вне дома.

ПЕРЕДНЯЯ ОТМЕТКА — точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

ПЕРЕСКОК (пул) — удар, при котором биток отрывается от игровой поверхности стола и перескакивает через маскирующий прицельный шар. Используется в пуле для выхода из маски. Способ выполнения правильного перескока оговорен правилами. Основное требование — нанесение удара приподнятым кием в верхнюю половину битка. Перескок основан на пружинящем упругом эффекте. Получив сверху ударный импульс от кия, а снизу практически такой же импульс от плиты, биток сжимается и подпрыгивает, как мячик. Перескок, как правило, выполняется специальным облегченным кием и полностью расслабленной кистью с таким расчетом, чтобы под действием силы отдачи кий сразу же отскочил назад, не сталкиваясь повторно с подпрыгнувшим битком. Естественно, что это очень сложный технический прием, который нужно специально отрабатывать.

ПИРАМИДА — начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке, используемая во многих лузных бильярдных играх.

ПЛОСКОЕ СОУДАРЕНИЕ — соударение битка с неподвижным прицельным шаром в случае, если биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего, нижнего или бокового вращения. Плоское лобовое соударение приводит к остановке битка. При плоском соударении на резке (ПЛОСКОМ УДАРЕ) биток и прицельный шар расходятся под углом 90 градусов (см. ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ).

ПЛОСКИЙ УДАР — скользящий (как правило, сильный) удар, при выполнении которого биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение. Плоский удар обеспечивает ПЛОСКОЕ СОУДАРЕНИЕ битка с прицельным шаром. Он занимает промежуточное (нейтральное) положение между НАКАТОМ и ОТТЯЖКОЙ. Понятие плоского удара представляет собой по существу обобщение понятия удара с ОСТАНОВКОЙ битка для случая удара на резке. С точки зрения техники нанесения удара по битку остановка и плоский удар выполняются совершенно одинаково. Подобно остановке плоский удар может быть ЖЕСТКИМ и МЯГКИМ. При плоском ударе действует ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ (см.). Он применяется в случае, когда необходимо отразить биток от прицельного шара по прямой траектории (без дуги) в направлении касательной к точке соударения (см. рис. 29). Такая необходимость часто возникает в русском бильярде при сыгрывании битка в лузу или при нанесении сильного прицельного удара по отыгрышу с постановкой битка на борт и т.п. В пуле сильный плоский удар используется, в частности, при подбивке (разбитии) кластеров, а также в случаях, когда необходимо сыграть прицельный шар и предотвратить падение в лузу битка (см. рис. 32—35).

abc_book-32.jpg

Рис. 32. ПЛОСКИЙ УДАР («Восьмерка»). Подбивка кластера на плоском ударе.

abc_book-33.jpg

Рис. 33. ПЛОСКИЙ УДАР («Восьмерка»). Плоский удар предотвращает падение битка в угол.

abc_book-34.jpg

Рис. 34. ПЛОСКИЙ УДАР («Московская пирамида»). Сыгрывание битка в среднюю лузу.

abc_book-35.jpg

Рис. 35. ПЛОСКИЙ УДАР («Русская пирамида»). Сильный плоский удар по лузе с постановкой битка на короткий борт.

ПОДБИВКА — разновидность НАИГРЫША, когда биток, направив прицельный шар в лузу, подбивает один или несколько прицельных шаров таким образом, чтобы они заняли позиции более удобные для продолжения СЕРИИ. Данный удар можно рассматривать также как частный случай КАРАМБОЛЯ. Подбивка очень часто применяется в пуле, снукере и «Американке». При игре в «Восьмерку» ее используют для разрушения КЛАСТЕРОВ (см. рис. 32). Особенно велика ее роль в игре «14.1с продолжением», так как только подбивка карамболем от пятнадцатого шара новой пирамиды из четырнадцати шаров позволяет продолжить свою серию. И по существу, вся партия строится в расчете именно на этот удар.

ПОДКРУТКА — придание битку вращения в заданном направлении. На придании битку наряду с поступательным движением самых различных вращений основана, по существу, вся техника контроля и управления битком. Подкрутка имеет две стороны. С одной стороны, нужно уметь ПРИДАТЬ битку заданное вращение. С другой — необходимо СОХРАНИТЬ его вплоть до соударения с прицельным шаром или бортом. В лузном бильярде большинство ударов выполняют горизонтально ориентированным кием. При этом наносится ДЕЦЕНТРИРОВАННЫЙ уд ар — выше, ниже, левее или правее центра шара. Верхнюю подкрутку используют для наката, нижнюю — для остановки, оттяжки и ползунка, боковую — для боковика. Однако этими основополагающими техническими приемами сфера их применения не ограничивается.

Удары наклоненным кием относятся к категории МАССЕ (см.). Им присущи особые эффекты и траектории движения битка.

При передаче битку вращения особое значение имеет правильная полусферическая форма наклейки и ее сильное трение о поверхность битка, а также мягкость удара и плавность сопровождения. Особую роль при этом играет кистевое сопровождение.

ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА — совокупность тактических приемов (ПОЗИЦИОННЫХ УДАРОВ), призванных облегчить игру себе и затруднить игру сопернику. Позиционная игра строится таким образом, чтобы обеспечить себе продолжение игры в более выгодной (простой) позиции и, напротив, передать удар сопернику в невыгодной (сложной) позиции. В этом смысле бильярд больше всего похож на шахматы. Идея активной позиционной стратегии состоит в построении таких позиций, которые не дают сопернику возможности удовлетворительно отыграться и вынуждают его либо нарушить правила, либо поставить биток в такое положение, откуда удобно начать свою серию результативных ударов. Возможности для позиционной игры в различных бильярдных играх далеко не одинаковы. Соответственно, различен и набор используемых тактических приемов. Однако главное в любой позиционной игре — ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ и КОНТРОЛЬ БИТКА.

ПОЗИЦИОННЫЙ УДАР — тактический прием, цель которого — улучшение позиции в свою пользу. Результативные позиционные удары (например, ВЫХОД, ПОДБИВКА) позволяют в более выгодной позиции продолжить свою серию. Позиционные удары, не сопровождающиеся падением в лузу шара (например, ОТЫГРЫШ, НАИГРЫШ, МАСКА), рассчитаны на то, чтобы передать удар сопернику в более выгодной для себя и менее выгодной для него позиции.

ПОЛЗУНОК — скользящий удар с использованием тормозящего эффекта нижней подкрутки. Ползунок применяют обычно при ударе по отдаленному прицельному шару, когда необходимо снизить скорость битка к моменту соударения. Относится к категории сложных технических приемов из арсенала профессиональных мастеров.

ПОЛНАЯ ОСТАНОВКА — прекращение всякого движения шара, включая боковое вращение на месте.

ПОСТАНОВКА ЗА ГУБУ — позиция, когда губа лузы не позволяет произвести ПРЯМОЙ УДАР битком: в русском бильярде — по любому прицельному шару, в пуле и снукере — по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) шару.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ (пул) — нарушения правил, совершенные одним и тем же игроком при выполнении первого удара в последовательных ИГРОВЫХ ПОДХОДАХ. Правила некоторых пуловских игр, в частности «Девятки», допускают не более трех последовательных нарушений.

ПОРУЧЕНЬ — непокрытая сукном верхняя часть борта.

ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ — правило, согласно которому при плоском соударении на резке (когда биток к моменту соударения с неподвижным прицельным шаром сохраняет лишь скользящее поступательное движение без вращения) биток и прицельный шар после соударения расходятся под углом 90 градусов (см. УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ), при этом прицельный шар движется по нормали, а биток — по касательной к точке соударения (см. рис. 36).

abc_book-36.jpg

Рис. 36. ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ.

ПРИЦЕЛ — процедура определения ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ, ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и ЛИНИИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ (см. «Основы техники»).

ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР — любой шар на игровой поверхности стола, кроме битка.

ПРОКАТКА — естественное качение битка вперед за счет остаточного верхнего вращения после соударения с прицельным шаром при ЕСТЕСТВЕННОМ и СКОЛЬЗЯЩЕМ НАКАТЕ. Контролируемая прокатка является необходимым условием выхода и отыгрыша (см. также УГОЛ ПРОКАТКИ).

ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ — неудачный прицельный удар по лузе. После промаха по лузе серия играющего заканчивается, однако штраф не налагается.

ПРОМАХ ПО ШАРУ (ШАРАМ) — неудачный удар, когда биток (1) не коснулся ни одного прицельного шара (русский бильярд) или (2) не коснулся (первым касанием) ОЧЕРЕДНОГО (ЛЕГАЛЬНОГО) шара (пул, снукер). За промах по шару налагается штраф, оговоренный правилами конкретных бильярдных игр.

ПРОПИХ — запрещенный удар, при котором чрезмерно затягивается время соприкосновения наклейки кия с битком. До настоящего времени нет единой трактовки пропиха. В пуле пропих трактуется как ТОЛЧОК, при котором СОПРОВОЖДЕНИЕ битка затягивается несоразмерно УДАРНО-МАХОВОМУ ДВИЖЕНИЮ руки. В русском бильярде пропих трактуется как затягивание контакта наклейки кия с битком вплоть до его соударения с прицельным шаром. Правила снукера допускают и ту и другую трактовку.

ПРЯМОЙ УДАР (по лузе) — прицельный лобовой удар в сторону лузы, когда биток, прицельный шар и центр лузы расположены на одной прямой.

ПРЯМОЙ УДАР (по шару) — прямое попадание битка в прицельный шар по прямолинейной траектории без предварительного касания бортов и других прицельных шаров (см. МАСКА).

ПУЛ — американский лузный бильярд. Совокупность лузных бильярдных игр на пуловском столе. К спортивному пулу относятся «Восьмерка», «Девятка» и «Прямой пул» («14.1 с продолжением»).

ПУШ-АУТ («Девятка») — перемещение битка без обязательного касания прицельных шаров или борта. Право на пуш-аут предоставляется только при игре в «Девятку» и только один раз в партии при выполнении удара непосредственно после правильного разбития (см. Правила игр).

РАЗМЕР УДАРА — путь, пройденный битком до полной остановки. Умение регулировать СИЛУ и, соответственно, размер удара лежит в основе КОНТРОЛЯ БИТКА.

РАСКАТ — способность бильярдного стола (игровой поверхности, сукна и бортов) сохранять приданное шарам поступательное движение — СКОЛЬЖЕНИЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ.

РАСКРУТКА БИТКА — приобретение скользящим битком верхнего вращения за счет трения о сукно. По существу, трение стремится перевести любой скользящий удар в естественное качение. Облегчая выполнение ЕСТЕСТВЕННОГО НАКАТА, раскрутка существенно затрудняет ОТТЯЖКУ, ОСТАНОВКУ и СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ, особенно при большом расстоянии между шарами. Преждевременная раскрутка битка до соударения с прицельным шаром приводит к тому, что вместо оттяжки получается остановка, вместо остановки накат и даже накат вместо оттяжки. Для ее компенсации битку, во-первых, придают дополнительное нижнее вращение и, во-вторых, наносят более сильный удар в расчете на то, что биток до соударения не успеет раскрутиться. Причем чем дальше отстоит прицельный шар, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар по битку (см. «Основы техники»).

РЕЗКА — смещение ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ в сторону от центра прицельного шара (см. рис. 39). Правильная резка — основа хорошей КЛАДКИ. В то же время от того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

РЕЗКА В ПОЛШАРА — резка, при которой ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ сдвинута на полшара в сторону от центра прицельного шара.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР — правильно выполненный удар, сопровождающийся падением в лузу прицельного шара или набором очков и дающий право на продолжение серии.

РОЗЫГРЫШ — процедура определения участника, вступающего в игру первым, предусматривающая одновременное выполнение удара с руки из дома (см. Правила игр).

РУССКИЙ БИЛЬЯРД — разновидность лузного бильярда. Совокупность лузных бильярдных игр на русском бильярдном столе с большими шарами и узкими лузами. К спортивному русскому бильярду относятся: «Американка», «Московская пирамида» и «Русская пирамида».

СБОРНЫЙ КИЙ — кий, состоящий из нескольких (как правило, двух) частей, скрепленных между собой с помощью винтового соединения.

СЕКТОР (снукер) — полукруг, описанный в сторону БАЛКИ, с центром посередине ЛИНИИ БАЛКИ и радиусом 1/6 ширины игровой поверхности.

СЕРИЯ — последовательность РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ УДАРОВ одного из игроков.

СИЛА УДАРА — приданная битку энергия и импульс движения. От силы удара во многом зависит траектория движения битка после соударения с прицельным шаром или бортом. Сила определяет и РАЗМЕР УДАРА, что лежит в основе выполнения многих ударов с ВЫХОДОМ (см. «Основы техники») и вообще всех приемов КОНТРОЛЯ БИТКА. Контролировать силу удара — значит целенаправленно управлять начальной скоростью поступательного и вращательного движения битка. Силу удара не следует путать с силой воздействия кия на биток. Приданный битку импульс зависит не только от величины силы, но и от времени ее действия. Более продолжительное сопровождение битка (соразмерно ударно-маховому движению в целом) обеспечивает передачу большего импульса и, соответственно, большую силу удара.

СКОЛЬЖЕНИЕ — поступательное движение битка с проскальзыванием нижней точки по игровой поверхности стола (то есть скорость точки соприкосновения битка с сукном не равна нулю). При скольжении биток может сохранять приданное ему верхнее, нижнее и (или) боковое вращение. За счет трения о сукно (РАСКРУТКИ) скользящий биток приобретает верхнюю подкрутку, после чего скольжение неизбежно переходит в ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ до полной остановки.

СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР — удар с сохранением скольжения битка по сукну вплоть до соударения с прицельным шаром. К скользящим ударам относятся, в частности, СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ, ОТТЯЖКА, ПЛОСКИЙ УДАР, ПОЛЗУНОК и др.

СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ — разновидность наката (см. НАКАТ).

СНУКЕР — 1) английский лузный бильярд; 2) МАСКА в снукере.

СОПРОВОЖДЕНИЕ — неотъемлемая часть УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см.).

СТОРОЖ — наигранный, но замаскированный прицельный шар, расположенный в непосредственной близости от лузы. Постановка одновременно сторожа и МАСКИ характерна для многих лузных бильярдных игр и является очень эффективным приемом ведения ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ (рис. 37).

abc_book-37.jpg

Рис. 37. СТОРОЖ («Русская пирамида»). Постановка сторожа с маскировкой битка за шарами.

СЫГРАННЫЙ ШАР — шар, упавший в лузу в результате правильного удара.

СЫГРЫВАНИЕ БИТКА (рус.) — удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром падает в лузу (см. также ВВИНЧИВАНИЕ БИТКА, БЕГУЩИЙ ВИНТ, ОБРАТНЫЙ ВИНТ). В отличие от пула, снукера, а также «Русской пирамиды», где падение в лузу битка рассматривается как нарушение, при игре в «Московскую пирамиду» и «Американку» сыгрывание битка является результативным ударом. В «Московской пирамиде» сыгрывание битка, как правило, сочетают с отыгрышем (см. УДАР ПО ОТЫГРЫШУ), когда биток либо падает, либо останавливается у створа луз. При этом используется весь арсенал технических приемов КОНТРОЛЯ и УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ — ЕСТЕСТВЕННЫЙ НАКАТ, СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ, БОКОВИК, ОТТЯЖКА, ВОЛЧОК и многое другое (см. рис. 7, 11, 19, 20, 25, 31, 34). Единых рекомендаций на этот счет не существует. Все зависит от позиции и взаимного расположения шаров. В «Американке» чаще всего используют СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Силу удара при этом рассчитывают так, чтобы траектория («дуга») заворачивала в лузу.

ТОЛЧОК (пул) — см. ПРОПИХ.

ТОЧКА СОУДАРЕНИЯ — точка соприкосновения битка с прицельным шаром в момент соударения (см. рис. 39).

ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ — 1) при выполнении удара на резке — положение центра битка в момент соударения с прицельным шаром (см.рис.39); 2) при выполнении удара от борта — точка на игровой поверхности стола или на поручне, в направлении которой ориентирован кий.

ТОЧНОСТЬ УДАРА — придание битку движения в строго заданном направлении. Точность удара обеспечивается как тщательной подготовкой к удару — правильным ПРИЦЕЛОМ, устойчивой ИГРОВОЙ СТОЙКОЙ, надежным КИСТЕВЫМ УПОРОМ и легкой ХВАТКОЙ, так и самим УДАРНО-МАХОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ. При этом, наряду с плавным УСКОРЕНИЕМ КИЯ строго вдоль ЛИНИИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и АМОРТИЗАЦИЕЙ ОТДАЧИ, важно обеспечить устойчивое направление разгона и СОПРОВОЖДЕНИЯ БИТКА на завершающем этапе ударно-махового движения. Причем устойчивость направления нужно выдержать от начала и до конца, то есть с момента соприкосновения наклейки кия с битком до момента отрыва битка от наклейки.

ТРЕУГОЛЬНИК — бильярдная принадлежность, используемая для расстановки шаров во многих лузных бильярдных играх.

ТУРНИК — толстая часть кия (на сборном кие доходит до винтового соединения).

УГОЛ ОТКАТА — угол между ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и направлением ОТКАТА (рис. 31). Угол отката изменяется от нуля (при лобовой оттяжке) до 90 градусов.

УГОЛ ОТРАЖЕНИЯ (от борта) — угол между перпендикуляром к борту и направлением движения отраженного шара (рис. 1).

УГОЛ ПРОКАТКИ — угол между линией прицеливания и направлением ПРОКАТКИ. Для ЕСТЕСТВЕННОГО НАКАТА характерны ЕСТЕСТВЕННЫЕ УГЛЫ ПРОКАТКИ (см. рис. 15). Наибольший естественный угол прокатки (34 градуса) достигается на РЕЗКЕ В ПОЛШАРА.

УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ — угол между направлением движения прицельного шара и направлением движения битка после соударения. При ПЛОСКОМ УДАРЕ угол расхождения (угол резки плюс угол скольжения) всегда равен 90 градусам (см. ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ). При ЕСТЕСТВЕННОМ НАКАТЕ на РЕЗКЕ В ПОЛШАРА угол расхождения (угол резки плюс естественный угол прокатки) равен 64 градусам.

УГОЛ РЕЗКИ — угол между ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и приданным направлением движения прицельного шара (см. рис. 39). При ЛОБОВОМ УДАРЕ угол резки равен нулю. На РЕЗКЕ В ПОЛШАРА — 30 градусам. На ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ — почти 90 градусам.

УГОЛ СКОЛЬЖЕНИЯ — угол между ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и ЛИНИЕЙ СКОЛЬЖЕНИЯ (см. рис. 29).

УДАР ВРАЗРЕЗ — одновременное касание битком двух прицельных шаров. Правилами пула допускается удар вразрез по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) и не очередному шару.

УДАР НА ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ — удар на чрезвычайно тонкой РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара.

УДАР НА РЕЗКЕ — см. РЕЗКА.

УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ — движение руки при выполнении удара по битку (см. «Основы техники»). Представляя собой по существу единое движение, оно, однако, складывается из трех составляющих: УСКОРЕНИЕ КИЯ, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ и СОПРОВОЖДЕНИЕ БИТКА. На этапе УСКОРЕНИЯ рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе АМОРТИЗАЦИИ разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком, происходит удар как таковой, то есть столкновение и взаимодействие двух тел. На этом этапе биток преодолевает инерцию покоя и трогается с места. На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ, который является завершающей и наиболее важной частью ударно-махового движения, происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. К этому сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. В отличие от пропиха сопровождение является неотъемлемой частью любого правильного ударно-махового движения и соразмерно ему (исключение составляет лишь правильный ПЕРЕСКОК в пуле).

УДАР ОТ БОРТА (БОРТОВ) — удар, при котором биток вначале ударяется о борт, а затем в прицельный шар. В пуле и снукере этот удар используется главным образом в случаях, когда невозможен ПРЯМОЙ УДАР по очередному прицельному шару, то есть когда поставлена МАСКА. При выполнении удара от бортов рекомендуется пользоваться БРИЛЛИАНТОВОЙ СИСТЕМОЙ. В русском бильярде удар от борта (называемый также «абриколь») используется при СЫГРЫВАНИИ БИТКА в некоторых позициях, когда выполнить прямой удар невозможно, а также при отыгрыше. Для изменения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ от борта используют БЕГУЩИЙ и ОБРАТНЫЙ ВИНТ, а также регулируют силу удара с учетом БОРТОВОГО ЭФФЕКТА.

УДАР ОТ ШАРА (ШАРОВ) — разновидность КОМБИНАЦИОННОГО УДАРА, когда биток направляет прицельный шар в лузу после соударения с другим прицельным шаром.

УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (пул) — тактический прием позиционной игры в некоторых пуловских играх, например в «Восьмерке», когда игрок, объявив ОТЫГРЫШ (по правилам пула!), забивает прицельный шар и передает удар сопернику в невыгодной для него позиции (см. рис. 38).

УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (рус.) — один из основных приемов игры в русском бильярде, когда игрок, не будучи уверенным в результате удара, сочетает прицельный удар по лузе с отыгрышем. В случае падения шара в лузу он продолжает игру, в случае промаха удар переходит к сопернику. На ударах по отыгрышу практически целиком строится игра в «Московскую пирамиду». Этот прием часто используют в «Русской пирамиде», реже в «Американке» (см. рис. 6, 7, 31).

abc_book-38.jpg

Рис 38 УДАР ПО ОТЫГРЫШУ («Восьмерка») После объявления отыгрыша и сыгрывания тройки с постановкой маски удар переходит к сопернику.

УПРАВЛЕНИЕ БИТКОМ — совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. В сочетании с КОНТРОЛЕМ битка составляет основу ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ.

УСКОРЕНИЕ (РАЗГОН) КИЯ — начальный этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

УПРУГИЙ БОРТ — покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне бортов (поручней). Упругие борта образуют периметр игровой поверхности стола.

ФОЛ — нарушение правил игры, предусматривающее наложение штрафа. Вид штрафа оговаривается в особых правилах для каждой конкретной игры.

ФУКСОВЫЙ ШАР — шар, упавший в лузу непредвиденно. В играх, предусматривающих заказ, все фук-совые шары считаются неправильно сыгранными, и право удара переходит к сопернику. В играх без заказа фуксовые шары засчитываются, и игрок продолжает свою серию.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ — линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОТМЕТКА — точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УДАР — удар в центр битка без придания подкрутки. Центральный удар настоятельно рекомендуется начинающим на начальной стадии отработки правильного прицела и УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ЭФФЕ — см. БОКОВИК.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru